Ансамбль “Туран” – это музыканты с консерваторским образованием, их народные инструменты звучат художественно, отражая и отображая голос, звук и образ самой истории.
– Музыкальные инструменты казахского народа и сам жанр – кюй – передавали состояние человека, – говорит Абзал. – Какое настроение передаешь, такое и получается. У нас в традиции никогда не принято было говорить прямо, всегда существовали намеки. Если человек умирал, об этом сообщали, например, так: “Великий старый беркут разбился о скалы”...
Что касается деления инструментов на мужские и женские, то, например, шанкобыз был чисто женским, но постепенно перешел к мужчинам. Сегодня хорошие шанкобызисты – в основном мужчины. А вот с кобызом произошла обратная история. Он, придуманный Коркытом в качестве способа избежать смерти (согласно легенде, во сне дух велел Коркыту все время играть на кобызе – сколько он играет, столько проживет. – Прим. авт.), был сугубо мужским, а сегодня его успешно освоили представительницы прекрасной половины. Так, выступления популярного трио кобызисток “Асыл” несут невероятный заряд сексуальности!
– Сегодня, как и одежда, инструменты подходят под термин “унисекс” (то есть предназначены для обоих полов. – Прим. авт.). Но, на мой взгляд, есть определенные инструменты, игра девушек на которых не очень эстетично смотрится, особенно – сыбызгы, – говорит Абзал Арыкбаев. – Сам инструмент ставится на зубы, рот должен быть полуоткрыт...
Наш разговор возвращается к кобызу. Считается, что он связывает человека с потусторонним миром:
– Самым сакральным инструментом остается кобыз, в нем ничего не менялось в отличие от домбры. В домбре теперь присутствует леска (вместо жильных струн. – Прим. авт.) и звук, который был у наших предков, теряется. Кобыз же в оригинале делается из дерева, натягиваются настоящая верблюжья кожа, конский волос. Много историй, что этот инструмент воздействует на организм человека – у него есть определенные обертона, ультразвуки, которые человек не слышит. За счет этого лечили людей от различных болезней.
Чтобы инструмент был не просто куском дерева, к нему надо относиться, как к живому существу:
– Даулеткерей свой инструмент заворачивал в войлок и хранил в сундуке, очень бережно относился. А Нургиса Тлендиев называл свою домбру Дарига. Большинство мужчин дают своим инструментам женские имена.