Абай ТАСБУЛАТОВ: “Военная наука всегда нацелена на победу”

– Удалось ли нашим военным ученым создать средство против дронов, с помощью которых террористы сбрасывают бомбы на головы мирных граждан? Противоядие найдено?!

– Надо честно признать, что военная наука в Казахстане пока достаточна молода. Как вы понимаете, сейчас я не могу раскрывать секреты и рассказывать о каких-то конкретных проектах и научных разработках. Академия военных наук активно исследует различные направления обороны и безопасности государства. Надеемся, что результаты в ближайшей перспективе будут ощутимыми и читатели “КАРАВАНА” об этом, конечно же, узнают. Без науки, тем более военной, сейчас никуда.

По словам президента Академии военных наук, таких откровенных и масштабных боев, как в годы Великой Отечественной войны, уже никогда не будет. Поэтому граждан к защите своего Отечества надо готовить иначе. Через цифровизацию, кибербезопасность, пересмотр взглядов на применение войск и поиск новых подходов в вопросах оснащения армии современными образцами боевой техники.

– Мы провели большую работу по формированию корпуса наших военных ученых, – продолжает Абай Тасбулатов. – Сегодня у нас имеются вузы, академии, базы, которые могут полноценно вести научную работу. Каждый год появляются новые кадры. Молодежь вступает в ряды научной военной элиты страны. Академия военных наук здесь, конечно же, находится на передовых позициях. Мы должны создавать и совершенствовать главное – научную базу. Что под этим понимать? Во-первых, это комплекс научных и экспериментальных лабораторий, способных обеспечить проведение всех этапов научного исследования и создание опытных образцов в конкретной решаемой научной проб­леме. Во-вторых, способный и подготовленный, высококвалифицированный научный состав.

Кадры! Ученые мозги! Только всё это в совокупности способно оказать существенное влияние на развитие производственной базы не только военной, но и гражданской.

Развитие предприятий оборонного комплекса – очень важное направление.

– И как это влияет на безопасность?

– Напрямую. Производя что-то собственное, мы становимся в достаточной степени независимы от государств-экспортеров ВВТ в нашу страну. Хотите наглядный пример? Украина – Россия. Помните, во времена СССР какая там была кооперация между военными заводами? А сегодня что?! Развалилось всё. Очевидно, что налаживать собственное производство и науку – вопрос государственной безопасности.

– Как, на ваш взгляд, идет развитие собственной конструкторской базы на предприятиях ОПК? Каковы ее перспективы?

– Что касается современного прототипирования, оно у нас есть и активно используется. Да, на современном этапе развития Вооруженных сил, других войск и воинских формирований РК остро возникла необходимость в разработке новых и модернизации существующих образцов бронированных колесных машин в условиях их применения как в локальных военных конфликтах, так и в крупномасштабной войне. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, совершенствование бронетанкового во­оружения и техники, в том числе и колесных машин, идет по пути поиска новых компоновочных решений, автоматизации процессов управления огнем, защитой, движением, повышения живучести и автономности. А также улучшения эргономики, внедрения в конструкцию элементов искусственного интеллекта. В этой связи для решения проблем у военных специалистов начат пересмотр основных программ развития данного типа вооружения, изменены подходы к определению их приоритетности.

– Анализ применения колесных бронированных автомобилей в локальных войнах и вооруженных конфликтах последних десятилетий показал необходимость дальнейшего повышения их живучести.

– Правильно показал. Скажу больше. Расширение круга задач, решаемых БКМ в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах, с одной стороны, и наблюдаемое в последние десятилетия динамичное развитие обычных средств поражения – с другой, обусловили существенное расширение номенклатуры объектов, подлежащих бронированию. Жизни солдат надо сохранять максимально, насколько это возможно.

– Абай Болюкпаевич, план перевооружения нашей армии существует? Он вообще действует?! Избавляемся постепенно от старья или эта работа идет со скрипом?

– Конечно, избавляемся от устаревшей техники и закупаем новую. В любом государстве такой план существует, и Казахстан не является исключением. Другое дело, что не обо всех нюансах можно рассказывать в открытой печати. В приоритете – оборонзаказ

– Понимаю, но проблемы с формированием гособоронзаказа существуют и их необходимо решать как можно быстрее. К примеру, почему контракты в оборонной сфере с отечественными компаниями заключаются всего на год?

– Да, согласен, одного года мало для достижения положительного эффекта. Для качественного планирования производства и развития предприятий целесообразно смотреть вперед на десятки лет. Минимум на пять, как я думаю, надо заключать контракты. Минимум. Именно это позитивно в целом скажется как на переоснащении нашей армии современным оружием и боевой техникой, так и на развитии собственного ОПК.

– Нам сегодня есть чем гордиться?

– Конечно, есть. Предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса давно принимают участие в международных военно-технических форумах и завоевывают там признание, заключают многомиллионные контракты, пользуются успехом. Так, АО “Тыныс” довольно успешно экспортирует комплектующие изделия для авиационной промышленности и войсковую амуницию: бронежилеты, бронесистемы, защитные плиты, шлемы и другую продукцию. Другие предприятия тоже проявляют активность: ТОО “КАЕ”, АО “Завод имени С. М. Кирова”, АО “Семей инжиниринг”… Стабильно развивается предприятие ТОО “Казахстан Парамаунт Инжиниринг”, созданное в 2014 году. Вы бывали там и сами знаете, что технологический процесс производства бронированных машин, включая резку, гибку и сварку бронелистов, изготовление бронекорпуса, его покраску, сборку и тестирование, налажен четко, по-современному. Это одно из первых предприятий, закупившее технологию и наладившее полноценное производство у нас в стране. Вот увидите, в скором времени они будут поставлять свою конкурентоспособную продукцию далеко на экспорт, а не только для нужд наших военных.

– Там и собственное конструкторское бюро имеется, насколько я знаю.

– Да, это позволяет предприятию выполнять проектировочные задачи любой степени сложности, а также добиваться внедрения эксклюзивных разработок в отечественное производство. И оборонный заказ они исполняют как следует, без задержек и каких-либо серьезных проблем.

– А у других предприятий ОПК как с гособоронзаказом дела обстоят?

– На других бывают некоторые сложности. Но в целом к празднованию Дня работников оборонной промышленности Казахстана трудовые коллективы ОПК подходят с очень хорошими показателями. Надо поддержать их на государственном уровне, помочь, а не огульно критиковать. Потому предлагаю предметный разговор об этом продолжить чуть позже. А пока всех работников оборонной промышленности с профессиональным праздником!

НУР-СУЛТАН