А ВОЗ и ныне там

В минувший понедельник вице-министр здравоохранения Алексей Цой деликатно умолчал о том, чем конкретно провинилась действующая редакция кодекса, и перешел непосредственно к изложению концепции нового законопроекта.

Все новое – это хорошо выросшее старое

Курс на улучшение состояния здоровья населения был взят Казахстаном еще в 1998 году, когда и была принята вышеупомянутая программа. С тех пор прошло 20 лет. За это время мы увидели несколько государственных программ, в том числе “Саламатты Казакстан” и “Денсаулык”, при этом только на реализацию последней было заявлено 1,9 триллиона тенге бюджетных денег. Однако на соответствующем рейтинге Казахстана эти меры существенно не отразились.

Так, по итогам 2017 года Казахстан находится на втором месте после Панамы по показателю детской смертности – 7,93 смерти на 1 000 родившихся живыми.

Естественный прирост на 1 000 человек населения в 2017 году по сравнению с 2016-м снизился с 15,15 до 14,48. Общая заболеваемость выросла, и на 100 тысяч человек в 2017 году она составила 107 164,8. В 2016 году данный показатель составил 105 096. Карта смерти: где в Казахстане чаще всего умирают роженицы и младенцы

Наибольший рост демонстрируют врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения – с 792,7 на 100 тысяч населения в 2016 году до 1 070,0 в 2017 году.

Осложнения беременности, родов и послеродового периода также существенно увеличились. В 2016 году это было 208 780 случаев, в 2017-м – уже 323 697.

Рост заболеваемости наблюдается и по болезням кожи и подкожной клетчатки, системы кровообращения, костно-мышечной системы, органов пищеварения, нервной системы и др. Также выросла заболеваемость по эндокринным, инфекционным болезням и по болезням, связанным с новообразованиями.

Однако, судя по всему, данная статистика мало волнует министерство здравоохранения, ибо в выступлении вице-министра никакой озабоченности ухудшением показателей, а значит, ухудшением состояния здоровья населения Казахстана, не прозвучало.

Вместо этого он заявил о том, что нормами нового кодекса о здоровье будут предусмотрены меры по повышению ответственности граждан за “принятие решения относительно своего здоровья и получения медицинской помощи”.

Более того, ссылаясь на Всемирную организацию здравоохранения, г-н Цой пожурил соотечественников и пообещал обложить их различного рода санкциями и штрафами за невнимательное отношение к собственному здоровью.

Неожиданный поворот, не правда ли?

Стресс индивидуума

Да, действительно, в 80-е годы прошлого столетия эксперты ВОЗ определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья человека. В качестве основных были выделены четыре составляющие: генетические факторы – 15–20 процентов, состояние окружающей среды – 20–25 процентов, медицинское обеспечение – 10–15 процентов, условия и образ жизни людей – 50–55 процентов.

Однако эксперты ВОЗ и чиновники минздрава не дают никаких рекомендаций, каким образом рядовой человек может оказать хоть сколько-нибудь действенное влияние на состояние окружающей среды, например.

Также затруднительно представить себе и индивидуума, оказывающего влияние на генетическую составляющую своего здоровья, ибо никто из нас не в состоянии изменить генофонд своих родителей.

Условия и образ жизни, на которые непрозрачно намекнул вице-министр здравоохранения РК, являются единственным фактором, на который оказывает влияние выбор самого человека. Но и здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

К числу факторов, благоприятно влияющих на условия жизни человека, эксперты ВОЗ отнесли рациональную организацию жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватную двигательную активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и прочее.

В самом деле решение о том, употреблять или не употреблять алкоголь, табак и холестерин, человек принимает самостоятельно, однако с социальным и психологическим комфортом все намного сложнее. Синдром ХУ: какие причины толкают казахстанцев на суицид

Статистика суицидов и направленных на других насильственных действий недвусмысленно свидетельствует о том, что с психическим здоровьем у граждан Казахстана далеко не всё в порядке.

Перманентно находящийся в состоянии стресса индивидуум вряд ли способен реализовать свое “право выбора уровня социального статуса и доступности возможностей по формированию того или иного образа жизни”.

Что же касается ухудшающихся показателей заболеваемости от вредных привычек, о которых также упомянул в своем выступлении г-н Цой, официальная статистика с ним не согласна.

Так, по итогам 2017 года заболеваемость органов дыхания на 100 тысяч населения снизилась до 28 953,1. В 2016 году этот показатель составил 29 372,5.

Отрицательная динамика наблюдается и по заболеваниям крови, мочеполовой системы, психическим расстройствам и расстройствам поведения, связанным с употреблением психоактивных веществ.

Переходим на праноедение?

В целом, итоги 2017 года по отрасли здравоохранения выглядят удручающе, особенно на фоне государственных расходов, связанных с ее финансированием. Так, в 2018 году только на обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи из республиканского бюджета было выделено 954,7 миллиарда тенге.

К слову, в ходе брифинга ни слова не было сказано о контроле за качеством поступающих на прилавки казахстанских магазинов продуктов питания, которое, по оценкам все тех же экспертов ВОЗ, оказывает существенное влияние на состояние здоровья населения. Намеренно или нет, но чиновник от минздрава обошел эту щекотливую тему, сделав акцент именно на солидарной ответственности граждан и государства за состояние здоровья населения.

Возникает вопрос: к чему необходимо готовиться казахстанским индивидуумам? Запасаться ромашкой и подорожником, писать письма Малышевой или перейти на праноедение (солнцеедение. – Ред.)?

Вероятно, с учетом событий, происходящих в мировой экономике, правительство готовится к сокращению бюджетных расходов, и нам, гражданам, было бы совсем не лишним узнать об этих планах из первых уст.

В этом случае мы могли бы разделить с государством ответственность не только за свое здоровье, но и за будущее нашей страны, и эта ответственность была бы по-настоящему солидарной.

АЛМАТЫ