“Караван” неоднократно уже рассказывал о заболевании, охватившем казахстанские сады ( “SOS! Можем остаться без яблок”, от 22 июля 2012 года, “Беда на наши яблоки”, от 29 июля 2013 года). После выхода данных материалов в редакцию газеты, Институт защиты и карантина растений поступали звонки от дачников и фермеров, которые обнаруживали в своем саду признаки страшной болезни.
Проверка охватила 56 хозяйств общей площадью 729 гектаров, часть частного сектора. Западные, восточные и северные регионы ученым только предстоит обследовать в 2014–2015 годах.
В Казахстане давно получили “прописку” такие вредители, как восточная плодожорка, калифорнийская щитовка, червец комстока, непарный шелкопряд. Из сорных растений – амброзия полыннолистная, несколько видов повилики. Ученые разработали методы обнаружения этих вредителей, знают, как ликвидировать очаги. Затем появились новые напасти: в 2003 году – американская белая бабочка, в 2010-м – бактериальный ожог плодовых. Против бабочки имеется система защиты. А вот бактериальный ожог стал серьезной проблемой для казахстанских садоводов.
Тщательный анализ симптомов болезни и бактериологический анализ больных образцов (было выделено более 230 изолятов) позволили сделать вывод: основным возбудителем болезни является фитопатогенный материал Erwinia amilovora. Он был взят в хозяйствах Енбекшиказахского района Алматинской области и Меркенского района Жамбылской области. Диагноз лабораторно подтвержден в Европе.
Возбудитель бактериального ожога поражает более 170 плодовых и древесно-кустарниковых пород. Это может привести к экологической катастрофе – под угрозой гибели будут находиться парки и скверы городов, защитные полосы вдоль дорог и т. д. Среди плодовых наибольший вред наносится яблоням и грушам.
Внешние признаки заболевания проявляются так: пораженные цветки чернеют и увядают, оставаясь долгое время на дереве. Больные побеги, листья скручиваются, буреют и выглядят, как после сильного ожога. На плодах появляются красноватые пятна, нередко с выделением молочно-белого или янтарно-желтого вещества. На коре пораженных ветвей возможно появление язв. Поражение дерева происходит очень быстро. В случае установления бактериального ожога плодовых для локализации болезни потребуется выкорчевывание и сжигание деревьев и всей растительности в саду. Во всех странах применяется этот радикальный метод, что наносит огромные убытки садоводству.
Как показывает практика, боязнь фермеров и жильцов частного сектора объявить о наличии в их садах данной болезни загоняет проблему вглубь. Особенно это касается владельцев крупных хозяйств, которые посадили в своих садах зарубежные саженцы. А ведь именно они могут быть причиной распространения болезни.
С 2003 года в нашу страну завозится посадочный материал (плодовых и декоративных пород) из Германии, Бельгии, Польши, Франции, Нидерландов, Италии, США и других стран, где болезнь яблонь, груш имеет широкое распространение. Можно предположить, что вместе с саженцами была завезена скрытая инфекция, которая затем распространилась в другие сады. Поэтому советуем проявлять большую осторожность при посадке привозных саженцев плодовых, кустарниковых.
Впервые эпифитотия бактериального ожога плодовых отмечена в конце ХVIII века в США (штат Нью-Йорк). И за полтора столетия заболевание распространилось по всей Северной Америке. Появление бактериального ожога в Европе датируется 1957 годом. В начале ХХI века он зарегистрирован на всех континентах и распространен на территории 40 стран мира, из стран ближнего зарубежья – это Белоруссия, Латвия, Литва, Молдавия, Россия и Украина, Киргизия.
Появление ожога с катастрофическими последствиями – нередкое явление. Иногда поражается до 90 процентов плодовых деревьев, из которых 10–20 процентов погибают полностью, у остальных резко снижается урожай, впоследствии они также погибают. В Калифорнии в результате эпифитотийного развития бактериального ожога за десять лет количество деревьев снизилось на 28 процентов, только за один год потери от болезни оценены в 2 миллиона долларов. В штате Мичиган ущерб исчислялся в 3,8 миллиона долларов. В Англии уничтожено 20 тысяч деревьев груши на площади 40 гектаров. Сильно пострадали яблоневые, грушевые сады в Голландии, Германии. В России болезнь обнаружена в крупных садоводческих хозяйствах 11 областей – в Краснодарском и Ставропольском краях, в Кабардино-Балкарии…
В случае обнаружения признаков болезни на деревьях желательно привезти образцы пораженного дерева в Институт защиты и карантина растений для дальнейшего исследования. Ведь от того, каким будет результат, зависит будущее вашего сада. И плодовых деревьев всего Казахстана в целом.
Магжан ИСИН, профессор
Дачный сезон завершен. По традиции, в зимний период мы больше уделяем внимания комнатному цветоводству. У читателей “Каравана” есть возможность поделиться своими секретами по выращиванию растений, а заодно узнать для себя полезную информацию.
Если вам есть что показать и о чем рассказать, вы вырастили “огород” на подоконнике или разбили дома оранжерею из подручных средств, звоните
в редакцию по телефону в Алматы 8 (727) 258 36 34.