Вот и на последней встрече глав государств СНГ в Астане этот вопрос обсуждался, причем принципиальное решение о необходимости такого вступления никем из президентов не ставилось под сомнение.
Создается впечатление, что присоединение к ВТО мыслится правящими элитами наших стран как абсолютно необходимое условие экономического процветания и приобщения к мировому экономическому сообществу, без которого достижение этих целей абсолютно недоступно.
Но существует и другая точка зрения. Многие отечественные и зарубежные экономисты, предприниматели весьма скептически оценивают роль и реальную практику деятельности системы ВТО в современной мировой экономике.
По их мнению, если отвлечься от идеологической "шелухи", взывающей к необходимости идти в русле мировой экономической и политической глобализации, отмены торговых барьеров ради процветания народов и т. д. - созданная система во многом дискриминационна и закрепляет экономическое неравенство стран, стоящих на разных ступенях экономического развития.
Главное, на что обращают внимание критики ВТО, состоит в том, что сегодня в мире наблюдается колоссальное перепроизводство товаров, особенно - в развитых западных странах.
Внутренние рынки этих государств задыхаются от нахлынувшего вала товаров, что находит свое отражение в снижении темпов экономического роста практически всех развитых стран Запада в течение последних 10 -12 лет.
Рост экономики на 1-2 процента, то, что раньше считалось экспертами неприемлемыми показателями, сегодня воспринимается как должное. Падение темпов роста ведет и к различным негативным социальным последствиям: растет безработица, сужаются возможности государственной поддержки уязвимых слоев населения.
Выход здесь они видят в одном - во всемерном расширении рынка для своих товаров, экспансии в новые страны и регионы, для чего готовы даже стимулировать потребительский спрос "неофитов".
Для этого и необходимо ВТО: организация, декларирующая формальное равенство на рынке между производителями, фактически отдающая рынки новых стран во власть наиболее развитых западных и мировых компаний.
Давно уже классики политэкономии объясняли возникновение войн экономическими интересами разных стран. Но в наступившее либеральное время война становится просто самоубийственной, как по своим морально-политическим, так и по физическим последствиям. Остается "преобразовать" военные действия в мирную конкуренцию, но обставить ее такими условиями, чтобы заведомо исключить более слабых участников из числа победителей. Казахстан, при всей его обеспеченности природными и иными ресурсами, сегодня отнюдь не вписывается в концепцию однополярного глобализированного мира как полноправный экономический партнер, он, скорее всего, воспринимается как важный ресурсный источник для промышленности развитых стран и есть все основания полагать, что эту роль за ним собираются закрепить и в дальнейшем.
Конечно, спорить с объективными тенденциями развития человечества - дело неблагодарное. Глобализация - это реальный факт, и она неотделима от обмена товарами, торговли, которая составляет саму суть экономических отношений. Сегодня нормы, разработанные в ВТО, стали законом для 85 процентов всей мировой торговли. Это касается как собственно товаров, так и сферы услуг. товарами и услугами. Но для тех стран, которые не входят в ВТО, действуют множество, (более восьмидесяти) различных ограничительных мер, запретительных тарифов, экспортных квот и пр. по вывозу продукции, например, для Казахстана - урановой руды и урана, редкоземельных металлов, продукции металлургии, химических продуктов и других. Первенствуют в этой запретительной практике прежде всего наиболее развитые страны - США и государства, входящие в Евросоюз, а также Япония. Мало того, некоторые подобные запретительные меры действуют сегодня даже между странами СНГ и разрешить их, несмотря на неоднократные героические усилия, до сих пор не удалось.
Потери от такой ограничительной политики достигают, по некоторым подсчетам, для Казахстана не менее 400 миллионов долларов в год, а, например, в России - до 2-3 миллиардов долларов!
Некоторые же экономисты считают, что и эта цифра сильно занижена, поскольку не учитывает мультипликационный эффект от косвенных потерь в смежных отраслях.
Именно это обстоятельство является сегодня важнейшим "козырем" сторонников быстрейшего вступления в ВТО.Как только наша страна вступит в эту организацию, считают они, проблема разрешится сама собой, поскольку торговые границы падут, и все мы сольемся в радостных объятьях с нашими конкурентами…
Эти сияющие дали и перспективы никоим образом не могут отменить того жестокого факта, что вступившие в ВТО страны будут вынуждены попросту законсервировать свою техническую отсталость, поскольку они совершенно не готовы конкурировать на равных в большинстве промышленных и высокотехнологичных отраслей. Структурные преобразования в рыночной экономике могут проводиться при двух условиях: если для них есть перспективный рынок, и если они проводятся под контролем и при активной поддержке государства. Оба эти условия при вступлении в ВТО и полном открытии рынков становятся призрачными: разве может серьезный бизнесмен надеяться в ближайшие годы и даже десятилетия конкурировать, скажем, с Францией в производстве вин или с Германией в выпуске автомобилей?
Казахстан сегодня к такой конкуренции не готов совершенно и следствием может стать только одно: полный захват внутреннего рынка импортными товарами и деградация нашей промышленной сферы.
Мечтания о том, что когда-нибудь, в обозримом будущем, страна воспримет технологическую культуру Запада и обратится новым экономическим "центральноазиатским тигром", в условиях, когда любое, самое прихотливое пожелание потребителя можно будет удовлетворить моментально за счет изобилия товаров на открытом рынке - не более чем психологическое самоутешение.
Как ни парадоксально, для Казахстана успехи структурной модернизации экономики более тесно были бы связаны с закрытостью, чем с открытостью рынка.
А реальность сегодня такова: большая часть промышленного оборудования на казахстанских предприятиях полностью устарела и отслужила свой срок. Техническая модернизация, начатая сегодня правительством, требует немало времени и колоссальных средств, которых у государства нет. Частный бизнес еще слаб, финансовые источники модернизации в нужных размерах есть только вне страны, но западные инвесторы заинтересованы лишь в развитии ресурсодобывающих отраслей. Внутренние финансовые ресурсы есть, но они могут быть реализованы только в долгосрочной перспективе, но ведь времени этого предприятиям не дают, говорят о том, что вступление в ВТО - чуть ли не вопрос уже завтрашнего дня.
Отбросив иллюзии, нужно осознать, что сегодня идет сильнейшая борьба за очень привлекательный рынок Казахстана и вообще стран СНГ.
Отсюда и спешка, истерическое подстегивание процессов торговой интеграции - пока наш собственный производитель слаб и беззащитен - вторгнуться на его рынок, оттеснить его половодьем хороших и дешевых товаров и уже не дать ему возродиться никогда.
Такая агрессивная стратегия подавления конкурентов поддерживается и определенными структурами внутри страны, часть из которых просто одурманена либеральной риторикой и не просчитывает всех последствий такого шага, а часть просто заинтересована в стагнации отечественного производства или, по крайней мере, вполне к этой проблеме равнодушна.
Однако это очень недальновидная политика. Без главенства отечественного производителя на внутреннем казахстанском рынке, без современной, модернизированной экономики, без развития высокотехнологичных производств, способных реально конкурировать с зарубежными товарами, без четкой программы развития отечественной экономики вступление в ВТО для Казахстана сегодня многим представляется преждевременным и даже вредным.
Страна с устойчивой, современной экономикой, вступая в ВТО, приобретает множество соблазнительных перспектив для своего развития. Но для нашего государства, экономика которого только становится на ноги, и на которой "висит" тяжкий груз огромного числа экономически нерентабельных, в рыночных условиях ВТО, промышленных предприятий, такое вступление может стать большой ошибкой. И благие пожелания должны опираться на точный расчет, учитывать не только ближайшие, видимые благотворные последствия, но и отдаленные, гораздо менее воодушевляющие, например - рост безработицы, исчезновение целых отраслей индустрии. Ведь подавиться можно и хлебом, который дают с самыми благими намерениями. Нужна ли нам такая перспектива, такая ВТО?
Не лучше ли обратиться к огромному рынку стран СНГ, страны которого связаны между собой тысячами прочных нитей и, что немаловажно - техническими и технологическими условиями, сложившимися в экономике? Тем более, что этот рынок сегодня бурно растет: на последнем заседании глав СНГ в Астане Н. Назарбаев привел очень впечатляющие цифры. Объемы торговли Казахстана с Россией за год возросли на 50%, с Белоруссией - на 72%, а с Украиной вообще в пять раз!
Обустроить этот колоссальный общий для наших стран рынок, снять здесь все препятствия, одновременно проводя модернизацию национальных экономик - вот задача, которая, возможно, принесет куда более веские плоды, чем поспешное вступление в ВТО. Плоды, которыми будут пользоваться многие поколения наших граждан.