По мнению бизнесменов и независимых аналитиков, причина довольно проста - административные барьеры в период кризиса буквально сжимают малый и средний бизнес законными тисками.
Какой бы кризис не бушевал по стране, бизнесменам по-прежнему нужно платить налоги, составлять отчеты, развивать свое производство. Но помимо таких предпринимателей есть еще другие бизнесмены - те, кто хочет ликвидировать свое производство, а по подсчетам независимых экспертов, их сегодня довольно много и они буквально стоят в очередях, чтобы без нарушений самоликвидироваться, и те, кто хочет наперекор всему легально открыть свое "маленькое дело". В Алматы навстречу таким смельчакам собирается пойти городской акимат. Как было заявлено в прошлом месяце акимом города Алматы Ахметжаном Есимовым, по рекомендации делового совета города "будут приняты меры по сокращению времени регистрации собственности с 19 до 12 дней, стоимости этой услуги - с 26 тысяч тенге до 20 тысяч. С 12 до 6 дней будет сокращено время, отводимое на регистрацию МСБ, и стоить это будет уже 11 тысяч тенге". Справедливости ради стоит отметить, что точную дату нововведения пока никто не называет. Потому-то на сегодня все желающие официально зарегистрировать свой бизнес пока находятся в одинаковых условиях. А они устраивают далеко не всех.
"Сегодня у нас открыть производство очень сложно, потому что для этого нужно получить очень много разрешительных документов. За каждую разрешительную подпись с бизнесмена чиновники потребуют денег, причем очень больших денег, минимум - 5 тысяч долларов, которые все-таки придется заплатить, - комментирует ситуацию Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей, по словам которого этим вполне логично можно объяснить причину, по которой во время строительного бума была дорогая стоимость жилья по стране. - У нас только весь год надо ходить, чтобы собрать необходимые документы, ну и чего таить - многие хотят быть в "доле", как местные власти, например".
"Весь мир уже давно работает по принципу проведения предупредительных мероприятий. У нас же медицинская и фармацевтическая отрасль все еще работает по советскому принципу "запрещать и контролировать", когда постоянно проходят проверки, - рассказывает Наталья Гунько, исполнительный директор Ассоциации импортеров фармацевтической продукции. - Поверьте, никаких доходов не хватит, чтобы прокормить санэпидемстанцию, пожарников, другие контролирующие органы. Чтобы убрать административные барьеры потребуется колоссальный интеллектуальный труд, и будет очень жалко, если он пропадет даром. А такая опасность существует, потому что государственные ведомства не заинтересованы в изучении и решении проблем предпринимательства. Министрам нет никакой нужды составлять или запрашивать список существующих барьеров для их устранения, потому что у нас не существует никаких критериев, по которым бы оценивалось качество их работы. Абсолютно разнополюсны интересы нынешних чиновников и предпринимателей".
По состоянию на 1 марта 2009 года Агентство по статистике насчитало 286 334 зарегистрированных юридических лиц в Казахстане, из которых 271 122 - субъекты малого бизнеса.
"Я уже на протяжении 17 лет занимаюсь обслуживанием отечественных предпринимателей. Мы работаем в таких направлениях как привлечение рабочей силы, регистрация, ликвидация, лицензирование предприятий - это мой хлеб. Но по существу мы помогаем бизнесменам преодолевать существующие административные барьеры, потому что сами они просто утонут без соответствующих подсказок, что и как нужно делать в той или иной ситуации, - делится Владимир Ермаков, директор Алматинской Ассоциации предпринимателей. - При этом все беды от того, что чиновники за столом создают себе работу, создают видимость, что они много работают, потому им нужно больше платить".
Недавно Алматинская Ассоциация предпринимателей провела интересное исследование на тему "Административные барьеры реальной экономики Казахстана". Выяснилось, что у малого бизнеса существует 158 непреодолимых административных барьеров, при этом значимая часть препон существует уже на начальном этапе развития бизнеса - то есть, его регистрации.
Учитывая, что в общем количестве субъектов малого предпринимательства доля индивидуальных предпринимателей составляет (ИП) - 63,3%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 27,3%, юридических лиц - 9,4 %, следующий пример регистрации ИП может служить вполне показательным примером.
"Недавно я решил сдавать свою квартиру в Астане квартирантам в аренду, - рассказывает Владимир Ермаков. - Чтобы это сделать легальным путем, нужно пройти через многие кабинеты чиновников. Официально это процедура длится как минимум три дня". Если быть точнее, то на сегодняшний день этот процесс согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 2008 года "Об утверждении типовых уставов юридических лиц, являющихся субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства" занимает от 3 до 9 дней. При этом сама процедура регистрации предусматривает заполнение специальной формы заявления, его нотариальное заверение с приложением идентификационных документов заявителя. "Но даже при этом в течение десяти дней с момента получения этого свидетельства мне необходимо ехать в Астану, там составить отчеты по имуществу и т.п., выбрать налоговый режим, в моем случае нужно оставить заявление на оформление патента и оплатить его, - продолжает Владимир Ермаков. - Чтобы быть с налоговиками в расчете, мне нужно будет заплатить налоги вперед (а это 2% от всей моей потенциальной выручки), предоставив при этом договор с моим квартиросъемщиком. Если предположить, что в месяц квартиросъемщик будет платить по 50 тысяч тенге в месяц, в Налоговый комитет за год я должен буду оплатить 12 тысяч тенге. По сути, чтобы получить патент, мне нужно предоставить договор аренды помещения. А если арендатора еще нет"?
По словам эксперта, на словах этот процесс выглядит намного проще, чем он есть на самом деле. И потому он прилагает большие усилия к тому, чтобы процедура регистрации предприятия носила заявительный характер, как это происходит во всем мире, а не "разрешительный, как это происходит у нас".
"Именно поэтому, - говорит Игорь Гуцан, международный эксперт по проекту USAID по улучшению бизнес среды, - сейчас нам необходимо пересмотреть все разрешительные документы, существующие в стране, чтобы увидеть объективную картину, это позволит нам приступить к упрощению существующей системы ведения бизнеса".
Кстати, о ведении бизнеса. По недавно объявленному рейтингу Всемирного банка "Ведение бизнеса 2009" мы оказались на 70-м месте среди 181 страны. По словам экспертов, эту планку можно поднять еще выше, вот только нужно решить все проблемные вопросы административных реформ. "При желании за три года от всех этих проблем можно избавиться", - резюмирует Игорь Гуцан.
Сегодня эти вопросы постоянно поднимаются экспертами проекта по улучшению бизнес-среды на заседаниях трех рабочих групп, созданных для поддержки развития МСБ с участием представителей государственного и частного секторов при Министерстве индустрии и торговли РК. По их мнению, ситуацию способно изменить сокращение существующих разрешительных документов как минимум на 30%, в лучшем случае - на все 50%. Для этого экспертами USAID уже начат анализ всех существующих в Казахстане разрешительных документов на ведение бизнеса, начиная с регистрации собственного дела и заканчивая его ликвидацией. По их словам, на сегодняшний день уже выявлен ряд требуемых отдельными ведомствами документов, не соответствующих действующему законодательству (!).
Список действительно "нужных" разрешительных документов должен быть составлен уже к лету текущего года.
Фото с сайта http://1.bp.blogspot.com