“Караван” уже рассказывал о том, как реализуется в целом в республике программа “Дорожная карта бизнеса-2020” (“Этому ДАМу, этому не ДАМу?”, № 5 от 3 февраля 2012 года), созданная для поддержки предпринимателей. Предполагалось, что тысячи бизнесменов смогут с ее помощью открыть новые производства или развить существующие. Однако отдачи от программы нет.
Какие факторы тормозят реализацию программы, наглядно можно рассмотреть на примере Жамбылской области.
По количеству предпринимателей, воспользовавшихся субсидиями в рамках программы, область находится в самом конце “турнирной таблицы” – 22 договора субсидирования при 35 поступивших заявках.
В соседней Южно-Казахстанской области было более 50 заявок, в Костанайской – более 60, а число одобренных проектов в Павлодарской и Карагандинской областях перевалило за 70.
Но южане упорно не хотят государственной поддержки…
– Большей частью наши предприниматели заняты не производством, а торговлей, которая не относится к числу приоритетных в “Дорожной карте бизнеса-2020”, – объясняет тенденцию главный менеджер регионального филиала АО “Фонд развития предпринимательства “Даму” Екатерина ХВАН.
По мнению специалиста, в каждом регионе республики своя специфика малого предпринимательства и… свой менталитет. Например, если говорить о бизнесменах Жамбылской области, то они, как правило, не любят рисковать, предпочитая сделки по типу “купи-продай” хлопотному созданию собственного производства.
Торговля в регионе и впрямь процветает. На центральном базаре контейнерами заставлены уже все проходы, подступы и подъезды. Причем среди торгового люда немало вчерашних предпринимателей, которые работали, к примеру, в сфере услуг. Но решили сменить сферу деятельности – риска меньше, а доходов больше.
Или взять ресторанный бум, который сейчас наблюдается в городе. Общепит – верная ставка. Местный люд влезет в кредиты, назанимает денег у родственников, но шикарное торжество обязательно проведет! Заказывать банкетный зал в городе надо за несколько месяцев вперед.
Но строительство ресторана, как и продажа вещей на рынке, не является приоритетным в “Дорожной карте”.
Безусловно, такая же картина наблюдается во многих регионах страны. Сказывается менталитет наших людей: лучше дело беспроигрышное и без всякой помощи извне, чем экспортоориентированное, поддерживаемое государством предприятие, но с долей большого риска.
Например, по словам Екатерины Викторовны, приоритетным в программе считается открытие детских садиков. Нехватка дошкольных учреждений очевидна, и их открытие сулит хорошие доходы. И для частных учреждений существует государственный заказ, который позволяет получать бюджетные деньги. Но в области лишь один предприниматель решился на открытие садика.
В общем, складывается странная ситуация. Предприниматели заявляют, что господдержка им жизненно необходима, но в то же время за помощью большинство из них не обращаются: либо рисковать не желают, либо попросту не доверяют госструктурам. И получается как всегда: идея хорошая, а реальной пользы не приносит…
Жамбылская область