А пароВОЗ и ныне там…

"И вечный бой, покой нам только снится": совершенно непроизвольно всплывают в памяти строки из творений Блока, когда слышишь очередное выступление противников битвы под названием "Вредны ли китайские вагоны или Кому они помешали?".
28 января со своими заявлениями по этому вопросу выступили обе противоборствующие стороны: представители АО "Лизинговая копания "Астана-Финанс" в Алматы и Министерство здравоохранения в Астане. Атаки прошли.
Исход борьбы все еще неясен.
"В китайских вагонах не обнаружено концентраций веществ, опасных для здоровья пассажиров", - заявила Эльмира Ибатуллина, председатель совета директоров "Лизинговая компания "Астана-Финанс", выступая на пресс-конференции в этот понедельник в "Казахстанском пресс-клубе".
Такие выводы были сделаны в результате лабораторной экспертизы китайских вагонов. Как отмечено в пресс-релизе компании, "в ходе исследований атмосферного воздуха трех железнодорожных составов такие вредные вещества как стирол, ксилол, фенол и формальдегид не обнаружены". Тогда как из заявлений министерства здравоохранения Казахстана вывод о безопасности китайских вагонов сделать никак не получается.
"Продукция, поставляемая из Китая, пассажирские вагоны, имеющие вредные вещества, крайне отрицательно влияют на здоровье. Это яды второй категории вредности - фенолы и формальдегиды, - заявил Анатолий Дерновой, глава Минздрава, по окончании "правительственного часа" в парламенте. Об этом передал корреспондент "Казахстан Сегодня", участвовавший в интервью министра здравоохранения с журналистами в Астане. - Проведенные более 250 анализов подтверждают, что такие вредные вещества есть". Анатолием Дерновым было отмечено, что из всех упомянутых 250 анализов не было обнаружено ни одного отрицательного, свидетельствовавшего бы об отсутствии вредных веществ в обсуждаемых уже больше полугода китайских вагонах.
Так или иначе, экспертиза вагонов, обещанная руководством "Астана-Финанс", была проведена 18 января в Алматы и 21 января в Актобе. Результаты подтвердили … наличие фенолов и формальдегидов в воздухе вагонов. "Если, к примеру, взять формальдегид, то его показатель находится в пределах нормы. Норма - это присутствие 0,035 миллиграмм на метр кубический, тогда как при исследовании актюбинских вагонов обнаружено всего 0,032 миллиграмма на метр кубический", - обнародовала Эльмира Ибатуллина результаты экспертизы. Интересно, что в пресс-релизе говорится об их полном отсутствии. Или же соответствие норме присутствия вредных веществ есть отрицание их присутствия? Извините, каламбур какой-то получается. Но после слов Эльмиры Ибатуллиной о том, что "если все в пределах нормы, то ничего страшного", - уже и, правда, ничего не страшно.
Не страшен запах в душных узких вагонах, от которого одни падают в обморок, а другие не обращают внимания. Не страшны заявления министерства здравоохранения о несоответствии вагонов действующим требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, потому как обветшалые советские вагоны еще страшнее и не столь комфортны, как новые "зарубежные".
Кстати о запахах. Нельзя не согласиться с госпожой Ибатуллиной в том, что каждый уголок нашей жизни наделен каким-то запахом, и, как следствие, наличием в воздухе разных веществ. В том числе, и вредных. Отвечая на вопросы дотошных журналистов о заявлениях некоторых пассажиров про сильный запах в вагонах китайского происхождения, представитель "Астана-Финанс" заявила: "По одному запаху трудно определить наличие вредных веществ в воздухе. Садясь в машину или, наоборот, выходя из нее, вы тоже чувствуете запах. И что?".
Пока ничего. Нового. Министерство стоит на своем. Вернее, "на жесткой позиции". "Необходимо заменить отдельные отделочные материалы вагонов, провести повторную экспертизу, - считает Анатолий Дерновой. - И если все будет соответствовать требованиям, то данные вагоны должны ввозиться". "Астана-финанс" исправно сливает, вернее, информирует общественность посредством СМИ о данных и итогах экспертиз, а также о своих подозрениях.
Кстати об экспертизах. На них не поставлена точка. В настоящее время совместная комиссия, в которую входят представители санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РК, ТОО "Научно-аналитический центр", АО "Пассажирские перевозки", АО "Лизинговая компания "Астана-финанс" и Тяньшанского вагоностроительного завода КНР, продолжает работу по отбору проб воздуха из других железнодорожных составов.
Касательно подозрений. Согласно заявлению председателя совета директоров "Астана-финанс", компания провела собственное расследование. "В течение восьми месяцев мы изучили всю методику проведения экспертизы. Мы с уверенностью можем сказать, что проведенная ранее экспертиза не была выполнена должным образом, - сказала Эльмира Ибатуллина. - А врачей мы понимаем. Они сейчас "спасают честь своего мундира"
Противоборство все еще идет, но представители "Астана-финанс" все же выражают надежду на скорейшее разрешение конфликта. "Эта война все равно когда-нибудь закончится", - уверена госпожа Ибатуллина. Между тем все еще активно ведутся судебные тяжбы, кстати, по словам Анатолия Дернового, возникшие в результате "неконструктивной позиции "Астана-финанс".
Тем временем в Казахстан уже ввезено 8 составов, состоящих из 152 китайских вагонов. По данным "Казахстан Сегодня", эти вагоны активно эксплуатируются АО "Пассажирские перевозки" по территории нашей страны.

Фото с сайта www.olych.narod.ru