Тем не менее, 14 июля председатель Общества прав потребителей Алматы Геннадий Джангильдин рассказал журналистам о ходе реализации проекта "Демонстрация и пропаганда энергосбережения на объектах кондоминиума городе Алматы", который является начальным этапом другого, более масштабного проекта: "Повышение эффективности систем централизованного теплоснабжения".
Осуществляется этот проект под патронажем Глобального Экологического Фонда Программы Развития ООН (ГЭФ ПРООН). Какое бы, казалось, дело такой глобальной организации до качества теплоснабжения в алматинских домах?
Дело в том, что мировая практика свидетельствует: при повышении качества центрального отопления и проведении мероприятий по сокращению потерь в тепловых сетях, уменьшается "парниковый эффект" и его влияние на климат. Ведь казахстанские ТЭЦ работают на угле, чем способствуют выбросу в атмосферу немалого количества углекислого газа. Мало того, что период отопления у нас в силу климатических причин довольно долгий, так еще и потери в системе подачи тепла велики из-за ее несовершенства и отсутствия у потребителей возможности и стимулов контролировать качество ее работы. Стимул, правда, в последнее время появился в виде растущих тарифов за отопление. Есть и возможности, в том числе установка в многоквартирных и многоэтажных домах наряду с системой общедомового учета расхода тепла (ОПУ) и работающих в автоматическом режиме приборов для регулирования расхода тепла.
Их работа заключается в следующем: процессор получает в автоматическом режиме от датчиков данные по температуре воды в отопительной системе, наружного воздуха и воздуха помещений, и в случае несоответствия заложенной в него программе, дает команду на насос и регулирующий клапан. "Прикрывая или открывая клапан, увеличивая или уменьшая напор воды, система устанавливает оптимальный расход тепла в соответствии с температурной нормой внутри помещения", - объяснил суть системы г-н Джангильдин.
Значит, с появлением таких систем теплового регулирования (СТР) в многоквартирных домах перестанет существовать проблема весенней жары в квартирах, когда на улице уже тепло, а батареи "кочегарятся" как зимой.
И другая проблема, когда потребители зимой платят за тепловую энергию в том объеме, который им написали на квитанциях, хотя реально квартиры явно недогревались: для этого прибор учета ежечасно фиксирует в своей "памяти" среднюю температуру воды в подающем трубопроводе и тепловую мощность. Повышая эффективность центрального отопления и помогая реализовать мероприятия по теплосбережению, СТР способствует и сокращению выбросов парниковых газов.
Проект "Демонстрация и пропаганда энергосбережения на объектах кондоминиума городе Алматы", осуществленный на примере трех алматинских многоэтажных и многоквартирных домов, это подтвердил. Результаты двух лет наблюдений (это и максимальный срок окупаемости СТР) показали возможность достичь экономии тепла и, значит, и расходов на его оплату, в размере 45%.
- При стопроцентной установке СТР в алматинских жилых домах, обслуживаемых тепловыми сетями компании АПК, расход условного топлива сократится примерно на 130 тыс. тонн, и, соответственно, выброс углекислого газа в атмосферу снизится на 280 106 кубометров, - заявил г-н Джангильдин, напомнивший и о том, что Казахстан, который участвует в международных соглашениях по предотвращению негативного влияния парникового эффекта на изменение климата, является в Центрально-Азиатском регионе крупнейшим источником выбросов этих газов.
Теперь, после убедительных результатов эксперимента, вопрос упирается в то, кто же будет вводить эту систему в стране, кто будет оплачивать установку СТР.
Местные органы государственной власти за счет своих бюджетов? Компании, предоставляющие услуги по теплоснабжению? Потребители? Или все они в определенных долях, учитывая, что выгоды от введения системы получат все?
По-видимому, наиболее правильным был бы третий вариант. Но он и является самым сложным в реализации из-за позиции многих участников этой "цепочки". Вот здесь "лед" еще и не думал трогаться.