А если не пронесет?

Алматы – в зоне повышенной опасности

Сейчас на Азиатском континенте наблюдается повышение сейсмической активности земли, и наша страна – не исключение, заявили казахстанские сейсмологи после своего возвращения из Китая. После длительного сейсмического затишья восточные и юго-восточные регионы нашей страны вступили в новую активную фазу. В зоне повышенной сейсмической опасности находится и Алматы. Подземные толчки интенсивностью 2–3 балла в Алматинском регионе происходят постоянно. Специалисты не исключают и возможность сильного землетрясения в будущем.

При разрушительном землетрясении 12 мая в юго-западной провинции Китая Сычуань сейсмологи не успели расшифровать показания современных приборов и предупредить население – вся техника осталась под завалами.

– Подземные толчки магнитудой 8 баллов (интенсивность в эпицентре – 11 баллов по международной сейсмической шкале) в считанные минуты превратили в руины здания на площади более ста тысяч квадратных километров, – говорит заведующий лабораторией Института сейсмологии доктор геолого-минералогических наук Абдулаиз Абдуллаев. – Регион остался без света, воды, связи.

По последним данным, в Китае погибли более 67 тысяч человек, более 360 тысяч получили ранения, свыше 20 тысяч считаются пропавшими без вести. До сих пор подземные толчки сотрясают провинцию Сычуань и близлежащие районы. Всего произошло около трех тысяч толчков! Подчеркнем, что большинство всех крупных землетрясений в мире начиналось внезапно, с главного удара. Вслед за ним следовал шлейф более “мягких” подземных толчков, которые могли продолжаться несколько дней.

На тектонических разломах стоят… автозаправки

Казахстанские специалисты признают, что 56 сейсмостанций по всей республике не могут решить поставленных перед учеными задач. Для сравнения: в Китае таких станций более тысячи! Количество наблюдательных станций нужно увеличить хотя бы в два раза. Еще необходимо составить новую карту сейсмического микрорайонирования города, которая не обновлялась более 20 лет. А пока на тектонических разломах стоят автозаправочные станции (!), многоэтажные дома…

Сейсмоусиления требуют городские школы, больницы, детские дошкольные учреждения. Есть программа по сейсмоусилению школ, но и здесь возникают совершенно законные вопросы.

– Даже визуально заметно, что в школах порой делается лишь косметический ремонт, а не сейсмоусиление, – рассказал нам один из сотрудников службы ЧС. – Опыт землетрясения в армянском Спитаке показал: школы и детсады являются самыми слабыми зданиями, из-за больших пролетов, которые не поддерживаются колоннами.

“Скрытые бомбы” – реальность, которую не хотят замечать?

Удара стихии могут не выдержать и те старые здания, в которых расположены заводы по производству продуктов питания, напитков, объекты хозяйственной деятельности. Их специалисты департамента ЧС называют “скрытой бомбой”. На таких производствах в немалых объемах хранятся ядовитые вещества – хлор, аммиак, которые при подземных толчках могут вырваться наружу и уничтожить все живое в радиусе нескольких километров. Такие здания тоже нужно усиливать или выносить за пределы города.

Нет у нас, по сути, и специальной системы по предупреждению вторичных факторов землетрясений – пожаров, отравления ядовитыми веществами, угарным газом.

Строят там, где нельзя

В жилом секторе тоже нет порядка: дома строятся как попало и где попало. Со слов специалистов, сейсмоcтойкость жилых зданий зависит от многих факторов. Например, от сейсмических свойств грунта. На территории города выделены зоны с различными по сейсмическим свойствам грунтами. В центральной части Алматы преобладают галечниковые грунты, и площадки в этой зоне наиболее благоприятны для строительства. Площадки в районе горы Коктобе считаются неблагоприятными для строительства, потому что они сложены просадочными суглинками, которые усиливают эффект от землетрясения. Небезопасны и районы ниже проспекта Райымбека, где имеются площадки с высоким уровнем грунтовых вод. В последнее время эти факторы при строительстве домов практически не учитываются, говорят специалисты. К примеру, продолжается застройка “прилавков” предгорий, где в случае сильных подземных толчков могут сойти оползни, и люди погибнут от так называемых вторичных факторов.

Бежать будет некуда

Специалистов пугает и высокая плотность застройки в Алматы. В последние годы не выполняется требование “желтой” линии: расстояние между домами должно быть таким: высота здания плюс одна пятая часть здания.

– Все специально отведенные места сбора при землетрясении сегодня застроены, – говорит секретарь республиканского экспертного совета при Министерстве чрезвычайных ситуаций РК Анатолий Ли. – Если живущие в частном секторе могут выбежать во двор, то жителям многоэтажек грозит реальная опасность попасть под обломки своих домов.

Еще один из множества нерешенных вопросов – как быть с автомобильными пробками на дорогах и скопищем машин на подъездных путях к зданиям. Практика показывает: при ликвидации пожаров в высотных зданиях у пожарных больше времени уходит на то, чтобы подобраться к очагу пожара. А если произойдет землетрясение, то подъехать к разрушенным зданиям будет вообще невозможно….

…Только на ближайшие несколько месяцев сейсмический прогноз по Алматы звучит обнадеживающе. Что будет дальше – неизвестно, а проблем в городе, грозящих обернуться многочисленными жертвами, очень много!

* * *

Спасатели есть только на бумаге?

По Закону РК “О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера” на 10 человек населения в сейсмоопасных районах должен приходиться один спасатель. Получается, что в Алматы, с его полуторамиллионным населением, должно быть 150 тысяч спасателей. Сколько же их на самом деле?

– Если взять все так называемые объектовые формирования пожарных, спасателей, санитарных служб, которые должны быть на всех предприятиях, заводах и в частных компаниях, то как раз и получится около ста пятидесяти тысяч, – говорит заместитель начальника департамента ЧС г. Алматы полковник Юрий Ильин. – Но профессиональных спасателей, которые числятся в территориальном подразделении Министерства по ЧС по городу Алматы, всего около полутора тысяч человек.

* * *

Директор Института сейсмологии доктор технических наук Танаткан Абаканов:

– Недавно появилась информация о том, что казахстанские сейсмологи якобы предупреждали китайцев о возможной опасности. Это не соответствует действительности!

Также в Интернете появились сообщения о том, что вслед за Китаем подземные толчки возможны в Алматы в ночь с 25 на 26 мая. Более того, по улице Ауэзова проезжала машина, из которой неизвестные сообщали о предстоящем землетрясении.

Однако Институт сейсмологии такую информацию не давал! Наш институт – единственная в Казахстане организация, которая занимается составлением прогнозов о землетрясении. Но оповещать население имеют право только представители Министерства по ЧС и городского акимата.

* * *

По логике вещей современные методы расчета с применением достаточно сложных вычислительных программ позволяют более точно рассчитать сейсмостойкость здания. Это значит, что новостройки должны быть прочнее зданий, построенных в предыдущие десятилетия. На деле все обстоит хуже. Дома строят люди, в большинстве своем не имеющие специального образования, а строительные материалы из Китая не всегда проходят сертификацию. Недавно на одном из строящихся объектов по проспекту Аль-Фараби обвалилась плита перекрытия. Ранее по другой новостройке в центре Алматы пошла глубокая трещина.

* * *

Более трети всех строений Алматы не отвечает нормам сейсмической безопасности. В первую очередь это саманные и каркасно-камышитовые дома. На втором месте – дома с несущими кирпичными стенами 50–60-х годов постройки. В марте специалисты провели испытание вибромашиной трехэтажного здания 1957 года постройки. Дом не выдержал удара.

Сейсмобезопасными считаются крупнопанельные дома, четырех-, пяти-, девятиэтажки, со стенами из монолитного железобетона, здания с монолитным или сборным железобетонным каркасом. В Алматы их всего 30 процентов. Они способны выдержать подземные толчки силой 8 баллов.

Елена КОЭМЕЦ, Иван БЕСЕДИН, Тахир САСЫКОВ (фото)