Офисным династиям хвостатых интеллектуалов всегда найдется, чем похвалиться в собранных библиотеках прожектов. А теперь они смогут показывать провинциальным гостям и деткам, какими стратегически замечательными могли бы быть автомобильные дороги в нашей поистине бескрайней стране.
Как ни тянуло резину министерство транспорта и коммуникаций РК, но первый квартал нынешнего года неумолимо движется к финалу, и пришлось наконец признать: год прошлый, обязанный решительно покончить с раздолбайством казахстанских автострад, автоматически продлевается в бесконечность. Приоритеты плавно перетекают в год нынешний - будем строить опять! Позвольте, а денежки? Ведь в соответствии с планом на строительство автобанов в прошлом году было выделено более 42 миллиардов тенге. Потрясающе, но у наших строителей - осталось! Они ухитрились использовать - естественно, с минимальным толком - всего около 30 миллиардов. А единственным реальным объектом, возведенным в срок и по плану стал мост в Уральске. За целый год! Это прецедент.
Недавно состоялось и традиционное заседание правительства, посвященное разбору полетов....то бишь, поездок. Премьер-министр республики не жалел суровых фраз в адрес нерадивых чиновников, многие из которых получили официальные предупреждения "о недопустимости недостаточных темпов дорожного строительства". Формулировка, что и говорить, безжалостная. И до бюрократической боли знакомая. Так и кажется, что сейчас за столом парткома встанет, понурившись, начальник стройки и заговорит о дождях и паводках. Так и было! Погода - вот кто виноват в "недопустимости недостаточных темпов"! Современные подрядчики пеняли именно на нее. О крайне тяжелом состоянии отечественных дорог говорят много, давно и без толку. В кабинетах различной вышины, на совещаниях закрытых и расширенных. Расстаются с креслами ответственные чиновники, но по-прежнему лишь около 25 процентов автотранспортных "артерий" республики со скрипом соответствуют стандартам. Остальные - смерть карданному валу.
Если бы экспрессивные выражения, которыми от души кроют водители наши дороги, волшебным образом материализовались и превратились в настоящее покрытие, то крепче его во всем свете было бы не сыскать. И большая экономия для государства бы вышла. К примеру, в прошлом году на текущий ремонт и содержание республиканских дорог было предусмотрено 1,9 миллиарда бюджетных тенге. А по мнению специалистов, требуется как минимум в 3 раза больше.
Отдельная песня - ремонт капитальный, который должны финансировать местные власти, обреченные вечно кроить-перекраивать тришкин кафтан бюджета. Практика такова: различные департаменты представляют в акиматы сметы, клянчат и требуют, но акимат рассуждает логично: лучше понемногу, но всем. Помногу не получится, как ни пыхти. Вот, скажем, алматинский акимат изыскал на капремонт городских колдобин 1,3 миллиарда тенге. Но только для того, чтобы привести в божеский вид одну-единственную улицу (правда, длинную) - Толе би, департаменту благоустройства надобна едва ли не половина этой суммы. К слову, улица Толе би - одна из самых поминаемых недобрым словом автомобилистов Алматы. Не перестаю дивиться их мужеству и терпению, разъезжая то и дело по родному городу. За исключением буквально нескольких стратегических улиц, на всех остальных - причудливый рельеф. А чуть подальше от центра и вовсе начинается фигурное вождение. По данным ГАИ, за два месяца нынешнего года именно по причине бездорожья произошло около 60 ДТП. Меж тем, на днях аким города пообещал привести к 2005 году муниципальные дороги в идеальное состояние. Вы верите? Я - нет.
Мучительная загадка: почему мостовые, мощеные еще при царизме угнетенным пролетариатом, служат веками, а наши латки требуется обновлять каждый год? Не успеют водилы насладиться гладью, как опять: то трещина, то яма, то бугор какой-то вскочит. Само собой, новое всегда легче построить, чем реставрировать старье. Подтверждение тому - трасса республиканского значения Астана - Алматы, должная прекратиться в хайвэй мирового класса. На ее реанимацию запланировано потратить больше 200 миллионов занятых долларов и 89 миллионов собственных тенге. Но сроки сдачи даже здесь хронически отодвигаются. А теперь и вовсе назревает скандал: министерство транспорта намерено выставить иранской фирме "Ирдо", сорвавшей сроки реконструкции трассы Астана - Алматы, неслабые штрафные санкции - почти 700 тысяч долларов.
Как можно развивать экономику без нормальной дорожной инфраструктуры - непонятно. Больные дороги - больное хозяйство. Но сегодня отличная дорожная инфраструктура - дело еще и политическое. Не случайно президент республики объявил 2002-й годом строительства и реконструкции автомобильных дорог.
Географическое положение страны позволило бы с максимальной выгодой участвовать в двух проектах международных транспортных коридоров, имеющих огромное стратегическое значение. К проекту были готовы подключиться - финансово, разумеется - Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и другие мощные инвесторы. Особенный интерес для них представляли трассы Алматы - Бишкек, Алматы - Хоргос, ремонтные работы в дремучем Западном Казахстане. Было выделено 28 миллиардов тенге зарубежных инвестиций, но активно начатые работы постепенно повсюду сошли на нет, так же, как и интерес потенциальных партнеров.
Да, беда в том, что живем мы уже в XXI веке, а строим и ремонтируем еще по-советски. Все это напоминает мне историю из романа Ильфа и Петрова "12 стульев ", когда энтузиасту-слесарю Полесову, перебивающемуся случайными заработками, дали наконец-то солидный ответственный заказ на починку ворот дома № 9. Он уволок их как Самсон в свою мастерскую и увлечением разобрал на части. Когда наступил срок сдачи починенного объекта, было поздно - чугунными цацками играли все окрестные дети...Так и у нас - и планов громадье, и даже средства иной раз находятся, ан по загадочным причинам (то ли и впрямь погода саботирует?) наблюдается вопиющая "недопустимость недостаточности темпов".