А было ли самоубийство?

По предварительной информации, парень сам свел счеты с жизнью. Однако родители молодого человека не верят в версию о суициде. Они уверены в том, что их сына убили.
Согласно официальным данным, тело Казбека Темирханова обнаружили утром 26 сентября. В комнате для просушки обмундирования парня, висевшего в петле из брючного ремня, нашел дежурный. Дневальный сообщил об этом ответственному по роте. Вместе они вынули молодого человека из петли и вызвали «скорую». До приезда медиков сослуживцы пытались оказать призывнику первую помощь. Но массаж сердца и искусственное дыхание не помогали. Спустя 15 минут врачи констатировали смерть солдата.
На место происшествия прибыли сотрудники отделения военной полиции, группа военно-следственного управления МВД и представители военной прокуратуры. При осмотре тела «видимых телесных повреждений, кроме странгуляционной борозды на шее, не обнаружено». В письме командира части к родителям Казбека говорится, что, по словам других солдат, к парню «неуставные отношения не применялись». По сути, военный начальник отрицал то, что причиной гибели молодого человека могли стать какие-либо внутренние конфликты. В то же время родные призывника уверены – смерть солдата напрямую связана с его отношениями в части. Как говорят отец и мать Казбека, он часто просил их оплачивать счета тех или иных телефонов. Кроме того, просил родных не высылать ему деньги почтой. «Вскрывают письма и забирают», – коротко пояснял он.
– В январе, в день принятия присяги, моему сыну дали один день увольнения, – рассказывает отец солдата Оразалы Темирханов. – По возвращении в часть я дал ему немного денег. А на проходной сержанты срочной службы забрали у него все до копейки.
Уже на следующий день после смерти призывника его тетя Куляш Нуржанова была в Алматы. Она начала собственное расследование по факту гибели племянника. Ей удалось просмотреть видео с места случившегося и увидеть тело погибшего. Однако и она не согласна с тем, что солдат наложил на себя руки. Подтверждением этому, по ее мнению, косвенно может служить и врачебное свидетельство о смерти молодого человека.
«Я, Абуов Марат Денесбекович, судебно-медицинский эксперт, удостоверяю, что на основания вскрытия мною определена последовательность патологических процессов, приведших к смерти, и установлена следующая причина смерти – механическая асфиксия. Патологическое состояние, приведшее к возникновению непосредственной причины, – сдавление органов шеи петлей при повешении». Также в документе специалист Центра судебной экспертизы помимо прочего зафиксировал «закрытую тупую травму живота» и «разрыв печени». Не мог же Казбек нанести себе такие увечья сам.
О том, что парень погиб, его родителей известили по сотовому телефону. На том конце провода заявили: «Ваш сын мертв, встречайте гроб с телом». Такая формулировка повергла родных молодого человека в шок. У отца и матери подскочило давление и прихватило сердце. «Хорошо, что рядом был младший сын, – вспоминают близкие Темирхановых. – А не то мы бы и их потеряли».
Почему же о гибели призывника не сообщил военкомат? Выяснилось, что всему виной формальности в виде порядка и устава. Для того чтобы доложить о смерти солдата, на месте должны были получить официальное подтверждение. Оно пришло, но с небольшим опозданием.
К приезду офицеров, сопровождавших «груз 200», родители и родные Казбека готовы были растерзать, наверное, любого военного. Командование направило в Екибастуз замполита Айдына Ахметова, сотрудника полка части Ерлана Оспанова и нескольких рядовых. Казалось, что приехавшие офицеры чувствовали себя виноватыми перед родными солдата. Конечно, объяснять что-либо убитым горем родителям было бесполезно. Однако сослуживцы все-таки пытались отвечать на вопросы родных погибшего парня.
Уже в квартире Темирхановых военные сообщили, что по факту смерти молодого человека ведутся следственные мероприятия. По их словам, следствие прорабатывает версию о том, что, перед тем как попасть в петлю, призывник все-таки был избит. На данный момент военная прокуратура опрашивает 14 человек. Это рядовые, дежурившие по роте в тот роковой день. Сейчас они находятся в военно-следственном управлении. Среди них и земляк солдата, который учился вместе с Казбеком в одной школе. Как говорит замполит, он уже дал признательные показания в том, будто оказывал какое-то моральное давление на сослуживца. Но отец и мать погибшего парня не верят в виновность знакомого им молодого человека. Они считают, что он не мог сделать их сыну ничего плохого. При этом они уверены – наложить на себя руки парень не мог. За несколько дней до случившегося он звонил отцу и просил выслать деньги, для того чтобы сделать дембельский альбом. Кроме того, в разговоре солдат поделился планами на будущее – после демобилизации он хотел стать полицейским.
Сегодня близкие Казбека жалеют, что не уберегли парня от службы в Вооруженных силах. Молодой человек самостоятельно выбрал этот путь и собрался в армию. Его родители вспоминают, как в день отъезда работники военкомата отправили призывников по домам. Всем ребятам дали отсрочку в полмесяца. Тогда-то отец и мать, видя в этом некий знак, и засомневались в том, нужна ли их ребенку армия. Оказалось, что не нужна. Теперь у четы Темирхановых два сына, один из которых – призывного возраста. Однако вряд ли семья согласится с тем, чтобы он пошел в армию. Служба там смертельно опасна.
P.S. Вот как комментируют ситуацию со смертью Казбека Темирханова в Алматы.
– Расследованием по данному факту занимается Алматинское военно-следственное управление, – говорит заместитель военного прокурора Алматинского гарнизона Наурыз Смаилов. – Возбуждено уголовное дело по статье 370 часть 3 в отношении подозреваемого, фамилию которого в интересах следствия разглашать я пока не могу. Он – сослуживец Темирханова, из одного с ним региона. Он задержан. В настоящее время решается вопрос о санкционировании ареста.
– По данному факту могу пояснить следующее, – заявляет командир части 5571 Нурлан Махамедов. – В данный момент материалы находятся в Алматинском военно-следственном управлении, ведется следствие, причины выясняются. Факты неуставных взаимоотношений предварительно выявляются. Один из солдат – сослуживец рядового Темирханова – дал признательные показания. В части находится заместитель командующего по воспитательной и социально-правовой работе. Он проводит служебное расследование. По результатам расследования офицеры и военнослужащие по контракту будут наказаны.

Источник: Аскар Газизов, "Известия-Казахстан"