А был ли праздник?

Особого энтузиазма праздник, по официальной версии - самый дорогой и главный, - у жителей этой центрально-азиатской страны не вызвал. Насчет "дорогого" и спорить нечего.
Накануне, 1 сентября узбекский президент осмотрел ряд крупных объектов в Ташкенте, которые собирались сдать к празднику. Каждый такой объект - это сотни миллионов американских долларов узбекских налогоплательщиков, тогда как средняя заработная плата по стране не достигает и 60.
Кто-то комментирует данное обстоятельство фразой из классики "пир во время чумы", другие недоумевают, откуда в небогатом Узбекистане находят такие большие деньги на строительство, но не могут изыскать их для повышения уровня жизни людей, третьи все прекрасно понимают, но информацией не делятся.
Но многие еще помнят старые советские праздники, когда за неделю до 1 мая и Нового года люди начинали готовиться, а дети не могли дождаться их начала.
Сегодня, к сожалению, никто особо ничего не ждет. Приход России обыватели увязывали с оживлением объектов промышленности, их реконструкцией и созданием новых рабочих мест. Пока же получается довольно нерадостная картина: "Газпром" и "Лукойл" занимаются тем, что в узбекских степях ищут энергоносители, другие российские компании, за редким исключением, стремятся взять под контроль уже функционирующие предприятия и рынки. То есть, с наискорейшей в будущем, после расширения рыночного поля и вложения инвестиций отдачей. А посему самые "модные" из них - сотовая связь и производство молочных продуктов.
А между тем узбекские власти продолжают твердить о "радости и воодушевлении", царящие в обществе, задаются вопросом "кем мы были и кем стали", и будто "отче наш" повторяют одну и ту же избитую фразу "мы осознали свое место в истории и современном мире".
Главными достижениями за прошедшие 15 лет узбекский президент считает:
- освобождение от старой планово-распределительной системы, одностороннего развития экономики, ориентированной на производство дешевого сырья;
- полное обновление экономики, переход на совершенно новые, свободные рыночные отношения и развитие на базе масштабных структурных изменений, модернизацию и либерализацию, проведение кардинальных реформ, направленных на существенное усиление роли частной собственности;
- достигнутые независимость и самодостаточность в энергетике и энергоресурсах, обеспечение населения зерном, мясными и молочными продуктами;
- особое внимание приоритетному развитию малого бизнеса, фермерства и предпринимательства, их защите со стороны государства и общества, формированию для этого соответствующей правовой базы.

А ведь по сути, никакого освобождения от командно-административной системы, существовавшей в СССР, не произошло.
Если посмотреть на структуру узбекского экспорта, то можно заметить преобладание сырьевых ресурсов над тем, что узбекский президент называет товарами с высокой добавленной стоимостью.
Позиции "УзДЭУавто" в России не столь однозначны и, через несколько лет отсталого менеджмента, их можно легко утратить. Автомобильный бизнес очень мобилен, а узбекские "Нексии" не менялись уже давно. Любые усовершенствования старой базы не могут выглядеть как производство новой машины. Этого в Узбекистане не понимать не могут.
По поводу "полного обновления экономики" и "проведения кардинальных реформ" можно говорить долго, но от этого кишмиш не станет слаще.
Командно-административная система является хребтом государственного управления, а кардинальные реформы лишь провозглашаются, хотя на деле ничего радикального не происходит.
Сделав из государства главного проводника реформ, Узбекистан вконец запутался, не понимая как совместить кусочки существующего рынка и мощную систему подавления свобод. А так как последняя имеет всеобъемлющий характер, любые локальные преобразования носят исключительно косметический характер.
Иностранные инвесторы уже устали ждать преобразований, тогда как узбекские власти не прекращают давать одно обещание за другим. Налоговый и таможенный кодекс начали переписывать уже давно, но никто не может точно сказать, когда этот процесс завершится. При этом многие опасаются, что эти документы, в конечном счете, также сохранят свой потенциал подавления частной инициативы.
"Независимость и самодостаточность в энергетике и энергоресурсах" - еще один полуживой миф об узбекских успехах.
Добыча природного газа сокращается (не от хорошей жизни узбекские власти пошли на заранее невыгодный контракт с "Газпромом" по освоению Устюрта), мощности Ферганского и Бухарского нефтеперерабатывающих заводов могут использоваться в рабочем режиме только при наличии казахстанской нефти. Но на официальном уровне никто не хочет признавать, что без нефти с севера нефтеперерабатывающие мощности будут фактически простаивать.
Про зерно, выращиваемое в Узбекистане, и говорить излишне. Оно в большинстве своем фуражное, и любые изделия из нее (даже сухарики) получаются безвкусными и пресными. В больших городах знаменитые узбекские лепешки выпекают из казахстанской муки, но и об этом на официальном уровне стараются не разглагольствовать.
Любой, кто хоть однажды попробовал мясные и молочные продукты из узбекского сырья, понимает, что по качеству они довольно заметно уступают и кыргызским, и казахским, и, тем более, российским аналогам.
Малый бизнес, фермерство и предпринимательство жестко регулируются государством. Причем, делается это зачастую бездарно, что и приводит к нежелательным последствиям. Ощущая мощное давление со стороны многочисленных контролирующих органов, малый бизнес все чаще уходит в тень, стараясь увести от налогообложения и других сопутствующих неудобств свои финансовые потоки. Фермеры даже в условиях жесткого давления со стороны местных хокимов пытаются работать. У них фактически нет другого выхода, как стараться выжить в любых неблагоприятных условиях. И самое главное отличие Узбекистана в том, что и центральные власти, и местные воспринимают любое предпринимательство как инструмент для роста своего благосостояния.
В своем праздничном выступлении узбекский президент говорил о стабильно высоких темпах роста благосостояния людей в последние 5-6 лет. Тем самым он фактически признал, что в период до 2000 года в Узбекистане шел мощный спад производства, и жизненного уровня. Однако насколько этот спад был глубоким и как велики его последствия - не сказано ничего. Не сказал он и о том, по чьей конкретно вине в узбекской экономике происходили вещи, несовместимые ни со здравым смыслом, ни с логикой.
Узбекский президент все чаще говорит вещи, поверить в которые могут лишь люди, которые никогда не слышали ни об Узбекистане, ни о здешней экономической ситуации. "Принципиально меняется отношение людей к труду, к жизни в целом, что в конечном итоге становится основой дальнейшего укрепления благополучия и процветания родной страны, усиления в наших соотечественниках уверенности, что эта земля, этот дом, эта Родина принадлежат нам. В сознании людей крепнет убеждение не только в том, что своим трудом они вносят лепту в развитие страны, но и в том, что чем лучше трудится человек, тем выше будет уровень его благосостояния, тем больше пользы это принесет ему самому, его семье, детям и внукам".
В его словах не было бы ничего странного, если бы не некоторые нюансы. Кого имеет в виду узбекский президент, когда говорит, что "эта Родина принадлежит нам"? Нашу центрально-азиатскую страну населяют представители многих наций и народностей. Если под "нами" подразумеваются только этнические узбеки, одно, если все населяющие Узбекистан граждане, то другое.
Но больше всего вопросов возникает в связи с тем, что узбекистанцы могут достичь более высокого уровня жизни, если будут больше и старательнее работать. Оплата труда производится исходя из тарифной сетки, которая разработана много лет тому назад. Она уже давно изжила себя, как и уровень минимальной заработной платы по стране, который почти в 10 раз ниже, чем в соседнем Казахстане. Больше работаешь - больше зарабатываешь. Этот девиз не имеет никакого отношения к Узбекистану и существующей здесь оплате труда.
Можно много раз декларировать такие благородные цели, как создание демократического государства и гражданского общества, как это делает узбекский президент.
Можно ставить такие цели, как неуклонное повышение благосостояния народа, жить в мире и согласии с близкими и дальними соседями, со всем мировым сообществом, о чем также заявляет И.Каримов. Но все эти декларации на фоне подавления прав человека, изгнания из страны международных организаций, мощных протекционистских препонов на границах Узбекистана с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, выглядят не совсем убедительно. Как и 15 годовщина независимости.
А был ли праздник?..

Фото с сайта http://www.rian.ru