А бил ли дядя?

Северо-Казахстанская область на новости не богата. Потому, случись что из ряда вон выходящее, журналисты тут же бросаются на сенсацию. Так и минувшей зимой чуть ли не все издания обошла горячая новость: полицейские избили лаборанта школы так, что он был вынужден оклеветать себя. Сбежав от мучителей и двое суток скрываясь в степи, отморозил обе ноги.

Звучит жутко. Против “мучителей в погонах” сразу же поднялась волна возмущения. В итоге полицейские сами оказались на скамье подсудимых. И теперь майору полиции Кайрату Сарсенбаеву и старшему лейтенанту Руслану Козыреву грозит 10 лет лишения свободы.

Но когда я попыталась разобраться в этой истории, то обнаружила, что все в ней далеко не так однозначно.

История началась с пропажи ноутбука из лингафонного кабинета Ясновской средней школы Есильского района.

– 28 января этого года утром я обходил школу, проверяя температурный режим. Во время посещения лингафонного кабинета обнаружил, что из шестнадцати ноутбуков одного нет, – рассказывал директор школы Михаил Филоненко. – Доступ к кабинету имели лишь заведующая кабинетом Надежда Белова и преподаватель информатики Александр Василенко. На мой вопрос Василенко сказал, что 27 января он ушел из школы в час дня и оставил ключ от лингафонного кабинета лаборанту Ивану Рожнову.

Как следует из материалов уголовного дела, к полудню прибыли сотрудники РОВД и до 19.00 проводили опрос работников школы. Иван признался в краже лично начальнику отдела криминальной полиции Есильского РОВД Кайрату Сарсенбаеву, но предпочел дать показания в РОВД, а не в стенах родной школы. Там под прицелом видеокамеры дознавателя сказал, что, мол, украсть ноутбук был вынужден для того, чтобы вернуть долги.

Дабы увенчать следствие найденным ноутбуком, утром следующего дня полицейские повезли Ивана Рожнова в Петропавловск по указанному им адресу, где, с его слов, этот ноутбук находился. Пока они искали пропажу, оставив Рожнова в машине, тот бросился в бега.

Однако позже молодой человек изменил свои показания. На те самые, что вызвали ажиотаж у общественности: мол, жестоко избитый полицейскими за ноутбук стоимостью 57 тысяч тенге молодой человек был вынужден оклеветать себя и, сбежав в зимнюю степь, отморозил обе ноги.

Согласитесь – жуткая новость. Но в то же время настолько все привыкли к таким историям, что поверили сразу, без тени сомнений. Тем более парень, оставшийся инвалидом, вызывает жалость и сострадание.

Скандал набирал обороты. И вскоре уже сами полицейские оказались по ту сторону баррикады – на скамье подсудимых. Хотя и их вина пока не доказана!

Сам Иван Рожнов говорит сейчас, что в РОВД его не били, а избивали только в школе. Парадокс ситуации заключается в том, что присутствовавшие все это время рядом сторож Василий Стецун, завхоз школы Сергей Грабовецкий, кочегар Владимир Воропаев, учитель информатики Александр Василенко, замдиректора по воспитательной работе Олеся Шакирьянова, директор школы Михаил Филоненко категорически отрицают факт избиения.

– Нас допрашивали в этом кабинете, – показывая кабинет, говорит сторож Василий Стецун. – Вызывали по очереди то меня, то Ивана. Если бы его били, то все услышали бы. Двери были приоткрыты. Никакого насилия не было.

Медицинской справки, свидетельствующей о побоях, нет. Сам Иван Рожнов сказал о том, что “побоев не снимали. Я никому не говорил ничего. После того как все узналось, неделя прошла. Ссадины на руках видели оттого, что я сам себе вены вскрывал”.

К слову, о пропаже ноутбука все словно забыли. Приостановленное “за не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого”, дело уже несколько месяцев пылится в ДВД Северо-Казахстанской области.

До ноутбука ли, когда такое громкое дело на подходе: на скамье подсудимых – полицейские, да еще по такому обвинению.

Показательно в этой ситуации то, что североказахстанская полиция стала заложником мнения о нашей полиции вообще. Бывает ли, что признания выбиваются? Да. Случается ли, что осуждают невиновных? Да. Потому общественному мнению и доказательств никаких не надо – раз в погонах, значит, точно виноват.

В этой непростой истории еще не поставлена точка над “i”: судебный процесс только взял старт. Мы не берем на себя функции следствия и суда. Это их обязанность – доказать вину. Основываясь на однозначных фактах и неопровержимых уликах, а не на общественном мнении, на чьей бы стороне оно ни было. Если полицейские виноваты и это можно неоспоримо доказать, то пусть будут наказаны. Если же нет, то люди в погонах тоже имеют право на соблюдение принципа презумпции невиновности и правосудие.

Астана