Название одного из самых знаменитых мест Подмосковья происходит от древнерусского слова «обрамок» - кусок пустоши, «обрамлённый» лесом и рекой.
Но благодаря своим владельцам эта «пустошь» дважды на протяжении одного только XIX века превращалась в центр русской культуры. Аксаков, Гоголь, Тургенев, Тютчев, Репин, Васнецов, Шаляпин – вот лишь неполный список великих имён, оставшихся в истории усадьбы.
«Абрамцево» притягивает не роскошью архитектуры, а энергетикой творческого духа», - так говорят сами сотрудники музея. О том, чем дышит – в буквальном смысле слова – в эти аномально жаркие дни уникальный уголок Подмосковья - в материале «Новостей культуры».
Начальник службы безопасности музея «Абрамцево» в жаркие дни еще и пожарный. Следит: не курит ли кто на территории? Каждый час - доклад руководству о проделанной работе. «Проверил пожарные водоемы… Инструкцию сделал по пожарной безопасности и сейчас готовлю список добровольной пожарной дружины», - говорит начальник службы безопасности музея-заповедника «Абрамцево» Илья Федоров.
Ближайшая пожарная часть - в двух километрах. Но первой бороться с огнем в случае возгорания будет добровольная пожарная дружина. Это сотрудники музея. Они больше других знают, какая это ответственность - сохранить то, что создавалось больше века.
«В его создании принимали участие Грабарь, Дурылин... Они сделали многое, чтобы эта усадьба стала музеем», - отмечает сотрудник музея-заповедника «Абрамцево» Анна Кузнецова.
Анна Кузнецова в Абрамцево работает почти 40 лет. И знает здесь каждую тропинку. Эту – любил Гоголь. Собирал здесь белые грибы и читал главы из второго тома «Мертвых душ». А эта - ведет к сказочной избушке на курьих ножках. «Иногда, даже сейчас, маленькие детишки немного пугаются. Спрашивают, улетела ли баба Яга», - добавляет она.
А, может, притаилась в облике этой каменной бабы? Идола, предположительно девятого века, привезли в Абрамцево из Харьковской губернии. Таких здесь несколько. От излишнего внимания посетителей скульптуры огородили.
«Их бесконечно обнимали, с ними фотографировались, и бедные бабы просто не выдержали и стали осыпаться», - вспоминает Анна Кузнецова.
Необычных экспонатов в музее сотни. С 1843-го усадьба принадлежала писателю Сергею Аксакову. Позднее ее приобрел купец и меценат Савва Мамонтов. Художники, поэты и писатели не только постоянно гостили в усадьбе, но и творили здесь. Эта церковь «Спаса Нерукотворного» - один из первых памятников модерна - построена по проекту Виктора Васнецова. И эту икону написал тоже он.
«Как-то раз утром он увидел свою жену с маленьким сыном Михаилом, на которых падал солнечный луч, и вот эта мать с ребенком дала то впечатление, которое он воплотил в своей иконе», - объясняет Анна Кузнецова.
Другие иконы для этой церкви писали Репин, Поленов, Неврев. В храме до сих пор по большим праздникам проводят службы. А самому старому строению усадьбы - дому с мезонином - скоро исполнится 240. Его стены помнят множество историй, связанных с именитыми владельцами.
«Портрет младшей дочери Аксаковых Машеньки написала Вера Сергеевна Аксакова, а Константин написал для своей сестры стих… «мой Марихин…», а после Чайковский, изменяя Марихин на Лизочек, написал романс, который известен нам до сих пор», - рассказывает сотрудник музея-заповедника Любовь Бессонова «Абрамцево».
В «Абрамцево» Аксаков создал свой «Аленький цветочек». Именно здесь Репин написал картину «Не ждали», а Серов - «Девочку с персиками». Для многих творческих людей Абрамцево до сих пор остается местом вдохновения.
И, возможно, новые произведения вскоре будут украшать эту старую, сплошь деревянную усадьбу. Главное, не допустить пожара. И пережить жару.