70 лет на сцене – не предел!

О себе Маэстро рассказывать не любит, лишь зовет на спектакли, чтобы мы видели его работы своими глазами. Но рассказать, конечно, есть о чем. Вся жизнь Юрия Борисовича будто пронизана знаками судьбы и неожиданными чудесными поворотами. Оканчивая школу, он пишет письмо гениальному актеру того времени Василию Качалову. А полученный ответ считает заветным приглашением в его театральную школу. И, уйдя после выпускного бала на войну в 1941 году, он, словно охранную грамоту, берет с собой это письмо и чудесным образом выживает в страшных битвах начала Великой Отечественной войны.

– Это письмо я взял с собой на фронт, потому что в то время Качалов был таким знаменем театрального искусства. Что еще можно было взять с собой на войну? Я взял самое ценное для себя. Больше ничего и не было,– вспоминает Юрий Борисович.

Вернувшись с фронта и оказавшись в Алма-Ате, Померанцев встречается со знаменитым театральным режиссером Наталией Сац, играет в ее спектаклях, учится у нее. После таких знаков судьбы он уже и не мог не быть Актером с большой буквы.

Если старшие поколения ассоциируют Померанцева с героем культовой комедии “Наш милый доктор”, то, к примеру, Русский театр драмы им. М. Ю. Лермонтова без Юрия Борисовича невозможно себе представить. Он – его знак качества и актерского мастерства на протяжении целых десятилетий.

Родившись в Киеве и окончив школу в Москве, он навсегда связал свою жизнь с Казахстаном. И сегодня Маэстро Померанцев остается самым уважаемым и авторитетным лицом нашей сцены. Неделю назад “Караван” поздравил замечательного актера с юбилеем. А сегодня о нем говорят те, с кем работает и общается Юрий Борисович.

Василий Щуров, фотохудожник и талантливый зритель:

– Меня всегда привлекала фигура Померанцева. Я вообще заметил: все, кто находится рядом с ним, будто становятся лучше. При нем как-то неудобно говорить грубости. Мне очень нравилось наблюдать за мимикой и жестами Юрия Борисовича. Как-то однажды я нарисовал его портрет. В центре – крупно его лицо с типичным выражением, с которым он смотрит на людей. Пристальный взгляд, пластичные пальцы, которыми он теребит свой подбородок. А вокруг, помельче, наброски разных его репетиционных состояний. Я никогда не видел, чтобы он с кем-нибудь поскандалил или что-нибудь такое натворил. Сказать, что интеллигентный – банально. Он необыкновенный! Таких мало!

А вот еще наблюдение, когда в Театр им. М. Ю. Лермонтова приезжал ставить спектакль “Фуршет после премьеры” Роман Виктюк. В зале идет сдача спектакля, шум-гам, бедлам на сцене. И тут подходит Померанцев поинтересоваться, что происходит. Смотрит через дверь в зал, а там все скачут, гремит фонограмма Сердючки, слышны крики: “Браво, бис! Ура!”. Потом пауза – 3–5 минут, и Померанцев так понуро идет через пустое фойе, потом спускается по лестнице. И тихо-тихо уходит… Ну не его эта эстетика, думаю. И вот проходит совсем немного времени, и этот спектакль сняли.

Другой момент. Я вот не актер, так, пятое колесо в телеге театра. Вокруг актеры, а Померанцев подходит ко мне, я такой, с бородой, и он говорит: “Вася, а хорошо бы ты сыграл короля в моей пьесе?!”. И приглашает меня, не актера, на сцену. Померанцев сидит в зале и предлагает: “Вась, ты выходишь, идешь к своей жене – королеве, целуешь ей руку, потом выходишь на балкон и машешь руками, приветствуя народ”. Я выходил, все делал, а Померанцев говорит: “Вась, а что это у тебя с руками?”. Видимо, я что-то невыразительное делал. Он предлагает: “Давай представим, что в руках у тебя собачка?”. Выхожу, представляю, что у меня в руках собачка, кладу ее на пол и машу руками. А Юрий Борисович вдруг спрашивает: “Вась, а что это ты делаешь, будто кланяешься?”. Говорю: “Собачку на пол кладу”. Оказывается, он забыл про собачку. И тут грохот, смех! Вот такой экперимент получился.

Ирина ЛЕБСАК, заслуженный деятель РК, актриса Русского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова:

– Померанцев – удивительный человек! Его фантазия всегда бурлит, он постоянно придумывает что-то новое и будит воображение артиста. Вроде бы сделали мы уже несколько вариантов на одну сцену и остановились на самом верном из них, закрепили его... А на следующий день он приходит и говорит: “Я вот подумал, давай-ка попробуем еще вариант!”.

С Юрием Борисовичем у меня было несколько работ. В одном из спектаклей “Таланты и поклонники” по Островскому, который он ставил, я играла главную роль – Сашеньки Негиной. Это была огромная школа для меня. Я прошла ту систему Юрия Борисовича, которая часто, кажется, будто понятна лишь ему одному. Но когда я ее прошла и на каждую сцену в спектакле мы делали по несколько вариантов, отбирая самый нужный и интересный, то поняла, почему для него так важен именно репетиционный процесс. В нем вся жизнь роли – от ее зачатия и до рождения.

Еще с Юрием Борисовичем я играла в пьесе “Иванов”. Померанцев там – граф Шабельский – был просто великолепен. Это старик, который еще очень многого хочет в жизни, любит и жалеет Сару, мою героиню, слегка подтрунивает над ней. И мне кажется, что этот дуэт у нас сложился очень удачно. Как, впрочем, и в спектакле “Забавный случай”, в котором он поддержал меня в стремлении до неузнаваемости изменить свой облик. Мне сделали огромный нос, я говорила басом, необычно было ходить в странных костюмах. И у меня получился характерный комедийный образ.

Я благодарна судьбе за то, что в моей жизни были эти работы с мастером. И все его ученики, не важно, где они сейчас работают, на всю жизнь остаются влюбленными в театр благодаря Померанцеву. Что можно пожелать действующему артисту в день рождения? Новых и новых интересных ролей!

Александр Головинский, режиссер, теледокументалист:

– Когда Юрию Борисовичу было 55 лет, мы с редактором и писателем Юрой Егоровым сделали телевизионный бенефис Померанцева. В 70-е годы бенефисы известных артистов были очень популярны. Наверное, наша работа вышла удачной, и с тех пор у меня с Юрием Борисовичем сохраняются самые добрые отношения. А поскольку я считаю, что блестящий талант Померанцева с возрастом обретает всё новые и новые яркие краски, то к его 80-летию позвонил ему и спрашиваю: “Как вам идея сделать фильм о вас?”. Особой радости в ответ я не услышал. Он лишь произнес: “Знаете, Саша, я вот смотрю все такие фильмы, и они мне больше напоминают фильмы-памятники покойнику. Собираются известные личности и рассказывают, каким он парнем был. Я так не хочу”. Тогда я решил сделать по-другому – проследить в фильме работу Померанцева над ролью. Он согласился. Так получился фильм “Играем Чехова”.

Еще помню, когда мы работали на Казахском телевидении в одном здании с его женой Герой Федоровной Яхимович. Она тогда работала музыкальным редактором. Потрясающе интересная женщина! К сожалению, недавно ушла в мир иной. Мы имели счастье наблюдать за этой красивой парой. Каждый вечер после окончания рабочего дня Юрий Борисович встречал ее у входа в здание, и они вместе степенно шли домой.

А сейчас вот, думаю, у Юрия Борисовича есть хороший такой пример: буквально за день до его дня рождения, 10 февраля, в России отмечали 98-летие знаменитого актера театра и кино Владимира Зельдина, который до сих пор поет, танцует и играет в театре. Померанцев – такой же динамичный человек. И на пенсию он не собирается!

Игорь Пискунов, теле-  и кинорежиссер, друг Юрия Померанцева:

– Я даже не знаю, почему Юрий Борисович согласился играть у меня в спектакле “Танго” по пьесе Славомира Мрожека, но испытал настоящий восторг! Он просто согласился, а я просто принял это счастье!

У нас с ним были еще спектакли – по пьесе Леонида Андреева “Тот, кто получает пощечины” и короткометражный фильм-монолог по рассказу Чехова “Лекция о вреде табакокурения”. Вообще, когда я иду на репетицию к Померанцеву, очень долго готовлюсь, потому что у него есть такой принцип: “Говори, если у тебя есть весомые аргументы, которыми ты можешь объяснить свои действия”. Тогда он принимает эти аргументы! А если тебе нечего сказать – лучше вовсе не говорить. Главное же, что Померанцев слышит тебя и понимает. Потому что у него очень гибкий ум. В этом счастье общения с ним! И разница в 50 лет между нами не имеет никакого значения!

Сейчас с Померанцевым мы работаем над новым телевизионным проектом, но пока о нем говорить не буду. Рано… А ему в 90-летие хочу пожелать: Юрий Борисович, будьте всегда!