Однако со времени его принятия, как удалось узнать Caravan.kz, было собрано порядка 500 миллионов тенге. Вот только куда и на что были потрачены эти деньги?
Напомним, с 1 января 2022 года в Казахстане был введен bed tax – обязательный туристский взнос с иностранцев. В начале 2023-го ставки в размере от 1 до 5 процентов были утверждены в более чем 30 городах и районах страны. Позже, ввиду массового и открытого недовольства со стороны участников рынка – туроператоров, туристических компаний, владельцев отелей размер пересмотрели, и исчисляли уже не в процентном соотношении, а в привязке к МРП. Однако представители турбизнеса продолжали многократно выражать недовольство самим фактом существования подобных поборов. И, наконец, в самом конце 2023 года «в правила уплаты туристского взноса для иностранцев внесли поправки, согласно которым ставка взноса равна нулю процентов от стоимости пребывания».
Между тем, впервые о подобных сборах в республике заговорили в 2016 году, когда бывший на тот момент директором департамента индустрии туризма МИР РК Марат Игали посчитал, что «налог на туристов позволит значительно пополнить бюджет». Чиновник предложил взимать налог с суммы, которую турист должен был платить за проживание в гостинице.
"Департамент индустрии туризма продвигает введение bed tax – налога на туристов. Мы сделали подсчеты: до трех процентов от проживания туриста в отеле. Это мировая практика. Мы посчитали, что примерно 500 тенге турист в день может оставлять. Хорошая сумма может получиться. У нас на сегодня семь миллионов ночевок, и эти деньги можно было направить на продвижение туризма," — заявил тогда Марат Игали. Подчеркнув при этом, что, дескать, «подобный налог имеется в ряде европейских стран, а также в Грузии и ОАЭ».
Между тем, в бытность Игали в качестве заведующего туристическим департаментом, в республике не было достигнуто хоть каких-нибудь серьезных показателей в сфере, как привлечения зарубежных туристов, так и улучшения условий туризма внутреннего.
Вместо этого непонятные люди ездили по различным зарубежным мероприятиям, раздавая бумажные буклетики с пейзажными локациями Казахстана. Куда и сколько при этом на самом деле было потрачено денег, никто не задавался серьезным вопросом до сих пор.
Однако вернемся к туристическому налогу, который после столь «удачного» предложения в 2016 году теперь был инициирован новоявленным Минтуризма и спорта.
Так вот, туристический налог в Казахстане, невзирая на его, пусть и неявное, но «продавливание», все равно оказался неудобен как для туристов, так и для бизнеса. Кроме того, было невозможно отследить, на что и куда тратились полученные с введенного налога деньги. При этом, как посчитал вице-министр туризма и спорта Казахстана Ержан Еркинбаев, «главной ошибкой было оставлять собранные деньги в бюджете регионов». Хотя предназначались они именно для развития этих самых областей.
"Если бы был центральный фонд, куда бы поступали деньги, тогда можно было бы потратить их на рекламу туристического потенциала страны. Тогда представители туристического бизнеса выразили мысль о том, как акиматы будут тратить деньги, направят ли на сферу туризма или же на другие потребности?" – заявил Еркинбаев. Тем более, что законодательных оснований для этого нет и не было. Все собранные платежи поступали в единый бюджет города или района, и никто не мог, оказывается, обязать акиматы потратить их именно на туристические объекты.
Любопытно, что подобная ситуация сложилась и в соседней России, разве что с тем отличием, что в этой стране регионы имеют право самостоятельно решать – будут они брать налог с туристического койко-места или откажутся от него. Однако на сегодняшний день, как оказалось, даже те российские регионы, где в качестве эксперимента подобные сборы решили все-таки ввести, утверждают, что «эффект от сбора не виден». Тем более, что у собранных средств должно быть назначение – улучшение туристической инфраструктуры региона и его туристической привлекательности, но которое мало где и кем соблюдается, невзирая ни на какие ставки.
Вот и казахстанские туроператоры, отельеры и иностранные гости абсолютно не увидели положительных сторон официально введенного в начале прошлого года туристского сбора. Сегодня налог отменили, но у участников рынка до сих пор много вопросов к трактовке пункта правил взимания сбора и его дальнейшего применения в бюджетах городов и регионов. В том числе и о том, что «документы всем, кто платил сбор, предоставлять были обязаны, но фактически этого никто не делал».
Более того, сами отельеры оказывались не в курсе того, что происходило в дальнейшем с деньгами, все-таки выплаченными иностранными туристами отелю, но за которые им не выдавали никаких документов. Шли ли они в конверт, или в карман, или, как провозглашалось инициаторами туристического сбора – Министерством культуры и спорта и национальной компанией Kazakh Tourism – на нужды городов?
И самое любопытное – никаких санкций за неуплату туристического сбора законы республики не предусматривали. А это значит, туризм – дело «добровольное»? Что опять вызывало и вызывает очевидный вопрос – куда же все-таки ушли озвученные 500, а может быть, и больше – исходя из реального, а не приписанного, количества зарубежных туристов, миллионов тенге?
Астана