Представьте: ваша жена заболела чем-то напоминающим серьёзную простуду. Несколько дней она глотает таблетки, и всё равно чувствует себя всё хуже и хуже. А потом неожиданно каменеет – в глазах никакого выражения, рот искривлён, словно безмолвным криком. Она лежит без движения на больничной койке, и никто не понимает, что с ней происходит и чем тут помочь.
А потом, в один прекрасный день, она так же неожиданно просыпается… но ведёт себя так, словно в её тело вселился какой-нибудь пришелец . Сначала ей как будто всё безразлично, потом, постепенно, она становится агрессивной и, наконец, начинает кидаться на людей в самом непристойном смысле этого слова.
Это не сюжет для фильма ужасов, а описание хода реального и тяжёлого заболевания, которое озадачило медицинских светил в начале 20 века. Называется болезнь «летаргический энцефалит», а первая вспышка эпидемии была зафиксирована в 1917 году.
Никто до сих пор не знает, откуда она взялась и куда потом подевалась.
Начиналось с банальных жалоб на боли в горле, а потом быстро перерастало в настоящий кошмар, когда жертвы мучились от галлюцинаций и приступов ярости, пока не впадали в ступор. Окружающим казалось, что больные спят, в то время как на самом деле они находились в полном сознании и всё прекрасно слышали – только пошевелится не могли. Многие умирали на этом этапе, но и для тех, кто из него выкарабкивался, кошмар был далеко не закончен.
Поведение выживших после летаргического энцефалита могло измениться кардинально – и на всю оставшуюся жизнь. Они могли стать невероятно агрессивными и, независимо от пола – патологическими насильниками. Плюс к этому, они становились безэмоциональными, совершенно не восприимчивыми, например, к красоте произведений искусства.
Самое удивительное, что через десять лет после начала эпидемии новые случаи внезапно перестали появляться, словно инопланетяне свернули проект по созданию своих клонов на Земле.
С момента начала эпидемии прошёл почти век, а доктора до сих пор не имеют никакого понятия о том, что в действительности произошло со всеми этими несчастными, хотя и понятно, что причина кроется в изменениях мозга.
Согласно одной из гипотез, болезнь начиналась с бактерии, вызывавшей фарингит, который, в свою очередь, запускал механизм иммунной системы и приводил к разрушению части серого вещества. Но большинство учёных полагает, что причиной эпидемии послужил некий неизвестный вирус.
То ли от избытка чувства юмора, то ли от недостатка воображения, но заболевание, о котором идёт речь так у неврологов и называется – «синдром прыгающего француза из штата Мэн».
Впервые это странное состояние было зафиксировано знаменитым американским врачом-невропатологом Георгом Бирдом в 1878 году. Он обратил внимание, что многие лесорубы, причём исключительно канадцы французского происхождения, жившие в районе озера Мусхед на севере штата Мэн, то и дело подпрыгивают и взвизгивают как нервные дамочки при виде крыс.
Эти прыгающие французские лесорубы были не просто до крайности пугливы – неожиданно бурная реакция могла последовать за любым бытовым звуком (криком, стуком, хлопком) и даже просьбой типа «Слышь, баночку пива брось, а?»
Заболевание, очевидно, было как-то связано с необыкновенной внушаемостью, соединённой с чрезвычайно обострённым рефлексом испуга. Очень неприятное состояние, особенно если учесть, что большую часть дня эти люди проводят с топором в руках…
Удивительно, но синдром почему-то ограничивается пределами северного Мэна и поражает исключительно французских дровосеков. То есть он может быть связан с генетикой, а может каким-то образом относиться к окружающей среде. Или к профессии.
У некоторых прыгающих дровосеков проявляются ещё и симптомы эхолалии (автоматическое повторение слов и фраз, услышанных от окружающих его лиц; прим. mixstuff.ru). Из этого учёные заключаили, что загадочное заболевание может быть особой формой синдрома Туретта – расстройства центральной нервной системы, характеризующегося множественными моторными тиками и как минимум одним вокальным тиком.
Году в 2010-ом в центре внимания медиков оказалось мистическое заболевание, сразившее восточную часть Африки. Болезнь получила название «кивательный синдром», и неспроста – проявляется этот недуг в бесконтрольных кивках головой, как будто в такт музыке, которую никто кроме больного слышать не может.
Первые случаи кивательного синдрома были зафиксированы в Танзании в 1960-х годах, но тогда они не вызвали большого интереса профессионалов. А в последние годы болезнь вернулась, и уже в масштабах эпидемии. И, несмотря на огромное количество заболевших, учёные по-прежнему понятия не имеют что это за болезнь и откуда она берётся.
Вдобавок к неконтролируемым кивкам заболевание вызывает остановку развития у детей – они кажутся намного младше, чем на самом деле. Чаще всего приступы возникают во время еды или как реакция на холод. Больные с кивательным синдромом быстро худеют – оно и понятно, попробуйте-ка кивать и есть одновременно.
Самая популярная среди медиков версия о причинах заболевания связана с паразитом, типичным для этого региона. Но это не объясняет, почему большинство людей, которые подхватывают того же паразита, не кивают.
Если вы когда-нибудь испытывали на себе последствия похода в плохой суши-бар, вы знаете, что это за ужас – провести целый день на унитазе. Вообразите теперь, что этот день растянулся для вас на месяцы, и вы получите примерное представление о протекании болезни под названием «диарея Брейнерда»
Это заболевание получило название в честь города Брейнерд, штат Миннесота, где был зафиксирован первый случай. Страдальцы, подхватившие эту заразу, наведываются в туалет по 10-20 раз в день. Часто диарея сопровождается тошнотой, судорогами и постоянной усталостью.
В 1983 году было зафиксировано восемь вспышек диареи Брейнерда, шесть из них – в США. Но первая была всё же самой крупной – за год переболело 122 человека. Имеются подозрения, что болезнь возникает после употребления парного молока – но всё равно непонятно, почему она мучает человека так долго.
Больные порфирией страдают от целого букета кошмарных симптомов: губы и дёсны уменьшаются и получается нечто похожее на звериный оскал, кожа приобретает коричневый оттенок, становится все тоньше, а от воздействия солнечного света лопается и начинает гнить, издавая тошнотворный запах. Деформируются сухожилия, отчего конечности и пальцы самопроизвольно скручиваются. Плюс жесточайшие боли и изменения в психике. Облегчить страдания таких больных только одно – чужая кровь. Поэтому пораженный человек зачастую начинает есть сырое мясо, высасывая из него влагу…
Ничего не напоминает? Всё верно, вид больных порфирией, вероятно, и положил начало легенде о вампирах-кровососах.
Причины возникновения этого заболевания до сих пор изучены недостаточно. Известно, что оно наследственное и связано с неправильным синтезированием красных кровяных телец. Многие учёные склоняются к тому, что в большинстве случаев оно возникает в результате инцеста.
Лечить порфирию можно только переливаниями крови.
http://mixstuff.ru/archives/8332