40-е годы. Война войной, а мода – по расписанию

Модели 1941–1945 годов отличают сдержанность, практичность, функциональность.

В условиях жесткого дефицита, нехватки ткани и фурнитуры в моду вошли брюки, стиль “милитари”, обтяжные пуговицы и пряжки, сдержанные немаркие тона. Жакеты и юбки укорачивались до минимально приемлемой длины. В ходу были юбки-карандаш длиной до колена, на которые шло меньше всего ткани.

 – Характерным элементом женской одежды того времени – блузок, платьев, пальто – были подкладные плечи разных размеров, – рассказывает казахстанский дизайнер Татьяна ЦОЙ.

– Когда началась война, мы жили в деревне, работали с утра до ночи, не до нарядов было, – вспоминает участница трудового фронта алматинка Надежда ГОРБОНОСОВА. – Но вскоре в клубах стали показывать кинофильмы, к нам приезжали артисты с концертами. Все, кто умел шить, вязать – а этому была обучена почти каждая девочка, – переделывали свою одежду, копируя модели звезд кинематографа и эстрады. Взрослую одежду перекраивали детям, белые льняные салфетки шли на модные воротнички. Мечтой каждой девчонки был отрез ситца или штапеля.

По словам Татьяны Цой, мода не знала границ и препятствий. Выходил журнал “Модели сезона”, выпускаемый в черно-белом варианте, на оберточной бумаге. Он был такого формата, что помещался в кармане. В нем были представлены перепечатки из американских и, как ни странно, немецких журналов, фотографии звезд кинематографа в роскошных платьях и меховых горжетках:

– Особой роскошью считались платья из бархата, панбархата, паншифона (шифон с бархатным рисунком), крепдешина, крепжоржета. Появиться в театре или на каком-либо культурном мероприятии в таком платье, с меховой накидкой было просто писком моды. После войны “трофейными” украшениями были меховые изделия – воротники, горжетки, муфты. Их привозили солдаты из Европы своим женам, матерям, сестрам. Самым модным рисунком военных лет считались мелкий цветочный и горошек. У моей бабушки было красивое платье в горошек с нашивными воротником и манжетами.

Сразу после войны шелковое белье, чулки, шпильки, заколки, туфли стали появляться в комиссионных магазинах, на толкучках в освобожденных городах и в тылу. Это были первые “трофеи” из Чехословакии, Венгрии, Румынии…

– Возвращаясь из Европы, солдаты привозили в подарок разную одежду – мы даже таких тканей и фасонов не видели, – вспоминает Надежда Горбоносова. – Платья, блузки шли по рукам – с них снимали мерки и потом шили себе похожие.

Под влиянием трофейных вещей и фильмов из Европы мода послевоенных лет стала более женственной. Казахстанские женщины облачились в расклешенные юбки, блузы со свободными рукавами. Делали модные прически, во всем подражая киноактрисам – Марине Ладыниной, Лидии Смирновой, Любови Орловой, Татьяне Окуневской. К тому же во время войны в Алма-Ату были эвакуированы звезды кино, театра и балета. Их манера одеваться, естественно, была на устах. Своеобразный символ эпохи 40-х годов – девушка с легкими локонами, в платье с подкладными плечиками и рукавом-фонарик, в белых носочках и лодочках на маленьком каблучке или босоножках.

– В военные и послевоенные годы почти не отращивали длинные волосы – это было не- практично, стригли их до плеч, заплетая в косы, сооружая “корзиночку”, – отмечает дизайнер Татьяна Цой. – Популярно было завивать кудри щипцами и легким движением руки делать прическу. Еще волосы собирали в валик надо лбом и в пучок сзади. Прическа покрывалась сеткой. Женщины носили разнообразные шляпки. В самое тяжелое время в моду вошли… тюрбаны. Вообще, женщины не переставали удивлять! Что интересно, были популярны яркие губы.

Если не было помады, женщины находили выход – подкрашивали их свеклой.

Уже в 1945 году вышел первый номер “Журнала мод” – издания министерства легкой промышленности СССР. В нем предлагались модели повседневной, рабочей, вечерней, молодежной одежды и, конечно, выкройки. А в обзоре заграничной моды мы нашли такие слова: “…Париж перестал быть ведущим центром, определяющим моду на сезон для всех стран. Англия и Соединенные Штаты, которые, кстати, были крупными клиентами Парижа, начали самостоятельно заниматься моделированием. Отчасти это произошло за счет творческих сил Парижа, переехавших через пролив и океан”.

 Алматы