Южный Казахстан – край, где среди огромных безжизненных степных пространств и скалистых гор встречаются неописуемой красоты оазисы с родниками и водопадами.
Наш путь от Туркестана через Шымкент лежит в Казыгуртский район. Ведет нас научный сотрудник этнографического центра Туркестана, краевед Ерлан СЫЗДЫК. Запасшись едой на пару дней, рано утром наша группа двинулась в путь на микроавтобусе.
Первая остановка – мавзолей Ибрагим-Ата, отца великого Хаджи Ахмеда Яссави. Молитва здесь – не только дань святому, но и благословение на нелегкий путь. Что интересно: все святыни, к каким бы мы ни приблизились, расположены в необычайно красивых местностях. За ними здесь обычно следят духовные служители, шыракшы. Они объясняют, как себя вести здесь, и рассказывают удивительные истории их появления.
В Толебийском районе между аулами Кайнар и Нысанбек есть небывалой красоты водопад. Люди называют его Жылак-Ата – Плачущий дедушка. Говорят, воды этого целебного источника излечивают от многих болезней.
Одна из легенд об этом водопаде гласит: во времена джунгарского нашествия людям одного из местных аулов пришлось спешно покидать насиженные места, чтобы объединиться с соседями против врага. При бегстве в панике люди потеряли двоих трехлетних малышей. Враги же, найдя их в опустошенном ауле, безжалостно забили детей копьями и бросили мертвые тела по разные стороны холма. Когда, отбив атаки джунгар, жители аула возвратились в свои края, то обнаружили там два маленьких бездыханных тела. И разверзлась в тот момент земля, говорит предание. И тысячи капель стали сочиться из стен того обрыва, словно бесконечные слезы. А когда свод образовавшейся пещеры обрушился, то возникла на том месте стена плача по утерянным детям. И со всех ближних и дальних аулов на этот капельный водопад стали прибывать люди за целебной водой, излечивающей тело.
Одно из загадочных мест – “Сорок исчезнувших святынь” – “Гайып ерен кырык шильтен аулие”. В самом его центре – огромная, рассеченная надвое скала, Адам и Ева. Символ мужчины и женщины, отца и матери. Человек, прошедший сквозь узкий пролом между Адамом и Евой, считается очистившимся от грехов.
– Нередко даже полные люди легко проходят сквозь узкую, длиной около 15 метров, расщелину, а иные худые застревают и возвращаются обратно, – говорит Ерлан. – Какая неведомая сила их не пускает, неизвестно. Возможно, страх или недоверие к Вселенной? А кого-то встречают другие препятствия. Например, в виде выползающей неизвестно откуда белой или черной змеи. Это значит, человек еще не готов на такую проверку. Чудеса, да и только!
Рядом – другая волшебная скала, символ материнского чрева. Помолившись, родители ведут к ней своих детей, не достигших 13 лет. Считается, что ребенок, самостоятельно преодолевший узкий проход в камне и не испугавшийся такого испытания, вырастет здоровым и счастливым. И все без исключения у “Сорока исчезнувших святынь” просят Всевышнего о безбедной жизни, рождении детей, мире в семьях, здоровье.
Интересно, что повсюду в высеченных ветрами скалистых горных породах вокруг Адама и Евы расположены фигуры, напоминающие зверей. Тех самых, что спаслись от потопа на Ноевом ковчеге. Здесь есть слон, верблюд, медведь, лошадь… А сам Ноев ковчег, по преданию, остановился в древние времена именно на огромной горе Казыгурт, расположенной неподалеку. Отсюда и ее название: “казык урт” – в переводе с казахского – “забил кол”. Иными словами, “корабль, бросивший здесь якорь”. Ведь в древние времена все окружающее пространство здесь было морем.
– Есть разные легенды о том, где на Земле остановился Ноев ковчег, – говорит краевед Ерлан Сыздык. – Кто-то считает, что это гора Арарат в Армении, кто-то – что гора Джуди на Аравийском полуострове. А для нас это гора Казыгурт. На ее скалистой вершине есть огромная выемка, напоминающая коридор, как след от места остановки большого корабля. По преданию, считается: того, кто сумеет преодолеть нелегкий путь по скалистым осыпям к этому месту, ждут удача и успех.
У казахского народа есть легенда о святом старике Нур-Ата, согласно которой его могилы расположены в четырех местах…
В Южном Казахстане могила и мавзолей Нур-Ата находится вблизи аула Майбулак. А по легенде, он захоронен еще и в Навоийском районе Узбекистана, недалеко от могилы и мавзолея Айтеке би. Там тоже есть могила, медресе, музей и водопад его имени. Где расположены два других захоронения, неизвестно.
Утверждается, что в VII–VIII веках Нур-Ата был распространителем ислама на этих территориях. Когда он умер и его похоронили, стало известно, что его враги – неверующие люди – намерены осквернить его могилу. Правда, где они ни искали тело, так и не сумели найти. Куда оно исчезло и где действительно похоронен Нур-Ата, неизвестно до сих пор. У мавзолея Нур-Ата в Южном Казахстане сейчас 12 целебных родников...
– В библиотеке нашего этнографического центра хранится несколько томов таких удивительных древних историй, – рассказывает историк и краевед Ерлан Сыздык. – Согласно одной из них, в месте, где течет речка Сайрамсу и расположен аул Каскасу, есть огромное кладбище на холме, а рядом – мечеть и большой сад. По легенде, там захоронены арабские воины, прибывшие сюда в 670 году, чтобы распространять религию ислама. В то время они не смогли дружить с местными племенами, которые были неверующими. И однажды были почти все убиты прямо во время Курбан-айт-намаза, когда читали Коран. Потому это место так и называют – Мын шиит – тысяча жертв, умерших во имя Аллаха во время намаза, когда они даже не доставали свои мечи из ножен, сидели с низко склоненными головами и были поглощены лишь молитвой. Поклониться этому месту приходит большое количество людей.
Среди чудес Южного Казахстана есть святыня, волею случая появившаяся там, где добывали руду. Это родник Коз-Ата, здесь у людей, потерявших зрение, волшебным образом открываются глаза.
Это место среди шахт и карьеров, рядом с аулом Акбастау – очень чистое и уютное. Когда-то здесь жил Коз-Ата. Он был лекарем, святым человеком. Прожил до 104 лет. А когда умер и люди собирались его похоронить, случилась настолько сильная гроза, что земля содрогнулась. И внезапно на том месте забил мощный родник. И люди стали бояться, что от прибывающей воды случится потоп. Но постепенно вода спала. А когда здесь стали рыть новые шахты, то родник совсем ушел под землю. Зато остался колодец с чудесной водой, которой теперь люди лечат глаза.
Духовный смотритель Тогай СЕИТЖАПАР-УЛЫ рассказал нам, что уже 11 лет работает здесь шыракши. За это время, говорит аксакал, довелось наблюдать, как уже 9 человек здесь прозрели. А одна женщина, жительница Созакского района, 30 лет как полностью потерявшая зрение, пришла сюда и умывала глаза святой водой. И когда на третий день проснулась здесь, то стала видеть, у нее глаза открылись.
Место, где жил, лечил и творил добро Коз-Ата, теперь дает людям зрение и открывает им дорогу.
Фото автора и Ерлана СЫЗДЫКА,
Южно-Казахстанская область