375 граммов феминизма и целая коробка страхов

В Астане открылась выставка “Green, yellow, red and green again”. Менлибаева – одна из пяти казахстанских художников, чьи работы выставлялись на аукционе Sotheby’s в Лондоне, участница Сиднейской, Венецианской и других всемирных биеннале.

Вернисаж состоялся в день открытия галереи “TSE Аrt Destination” – нового культурного пространства столицы. Как рассказала “КАРАВАНУ” Алмагуль Менлибаева, это первая ее выставка в Казахстане за долгие годы. Основную часть времени художник живет и работает в Германии, при этом она называет себя кочевником, следующим традициям семи предков.

На выставке представлены ранее неизвестные работы, выполненные в новых медиа, которые вобрали в себя эксперименты с компьютерной графикой, живописью и видео.

375 граммов “Неизбежного феминизма” за 500,56 тенге, “Миграция знаний” в образах, “Левый берег – правый берег” и связующее их звено – каждая из работ художника погружает в многогранный современный мир с его трендами, противоречиями и бесконечными возможностями.

Серия работ “Cans” (“банки”) напоминает иконический образ супа знаменитых “Campbell’s” Энди УОРХОЛА. На полотне автор использует эстетику пустых комиксных окошек для реплик и незаполненные окна мессенджера на тревожном фоне милитаристских принтов.

– Здесь я говорю о неразрывной связи войны и рынка, где фон задает главную тональность и призывает смотреть на эти банки уже не как на товар для потребления, а как на военные консервы с принтами амуниций разных стран, – рассказывает Алмагуль Менлибаева.

А на другой стене в коробке аккуратно устроились все главные (с)трахи творческой женщины. Автор намеренно избегает первых букв в названиях некоторых своих работ, создавая тем самым их двойственность и символичность.

Еще одно интересное творение Менлибаевой – “Дайдидау”.

– Название работы отсылает нас к песне “Дайдидау”, которую перепел Димаш Кудайбергенов, вернув ей былую народную славу. Существует мнение, что слова ее принадлежат великому поэту Магжану Жумабаеву и написана она была в период его ссылки в лагере. Возможно, по этой же причине скрывалось авторство песни, – говорит художник.

А какой посыл заложен в названии самой выставки: “Зеленый, желтый, красный и снова зеленый”? Ответ на этот вопрос дает документальное видео, демонстрируемое в ходе выставки. В ленте запечатлены перекрестки трех стран.

– Сначала мы стоим на улице Алматы, потом переносимся в Астану, спустя мгновение мы уже замерли в ожидании зеленого сигнала на берлинском перекрестке, а еще через минуту взираем на дороги Парижа…

На миллионах перекрестков по всему миру каждую секунду стоят люди – разные личности с разными мыслями. Иногда там стоят убийцы, иногда – святые.

Мы разные, часто не понимаем друг друга внутри семьи или в масштабах государства, но язык дорог понятен каждому из нас. И все мы осознаем: если нарушим правила дорожного движения, то произойдет авария – и дальше мы не пойдем. Нам кажется, что между людьми существует разница культурная, ментальная, но на самом деле мы живем в общем net’e (“сеть”, “пространство” – англ.). И в фильме я хотела донести именно эту идею, – делится мыслями Алмагуль.


Алмагуль Менлибаева (на фото в центре)

В завершение разговора с нами художник отметила, что современным мастерам нужно встраиваться в современную инфраструктуру:

– Как это делает бизнес, строящий современные супермаркеты. И именно туда вы приходите, а не в неудобный магазин. Точно так же должна быть модернизирована культура, у нее должен быть современный менеджмент. Для художника это очень интересная рефлексия, связанная с экономикой. Художник, как никто другой, чувствует, хорошая экономика или плохая в стране, если люди покупают работы – то первое. А если художников в стране нет, значит, дела совсем плохи…

Астана