25 лет поиска

– Поездки под Новгород уже стали традицией, – рассказал “ Каравану”  командир поискового отряда, ветеран афганской войны Александр АЗЕГОВ. – Это масштабная кампания по поиску, в которой больше двух десятков лет участвуют россияне, белорусы, украинцы, казахстанцы. С 1988 года и по наши дни найдено и со всеми почестями захоронено почти сто тысяч воинов, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны. Установлены имена 20 тысяч без вести пропавших бойцов. Работы здесь еще на долгие годы. Ведь под Мясным Бором погибали целые дивизии.

Еще несколько лет назад останки солдат поднимали буквально с поверхности земли, теперь копают в окопах и блиндажах. Поиски ведутся металлоискателями, ведь иногда единственной зацепкой являются металлические солдатские кружки.

Порой поисковики буквально рискуют своей жизнью. Ведь им приходится не только откапывать останки солдат Великой Отечественной, но и обезвреживать боевые снаряды, некоторые из них оказываются еще вполне пригодными.

– Находили даже авиабомбы разной мощности, – говорит Азегов.

В этом году группу поисковиков из СКО профинансировало областное управление по вопросам внутренней политики, выделив военно-патриотическим клубам, в том числе на участие в вахте памяти, один миллион тенге. Вторая группа, выезжавшая под Тулу, деньги собирала сама – помогли спонсоры.

Согласно объявленным в этом году данным, в Великой Отечественной войне участвовали 1,8 миллиона казахстанцев. Поисковики из Северного Казахстана находили останки своих земляков в Тульской, Калужской, Орловской и Новгородской областях. За годы работы они обнаружили более 2100 советских солдат. Бывало, что за одну вахту находили до 200 человек. Дорогу на Калугу и Тулу проложил главный активист отряда “Алгыс”  Александр Самойлов. В октябре прошлого года его не стало… 15 февраля 2013 года решением наградной комиссии Общероссийской общественной организации по увековечиванию памяти о погибших  “Поиск”, военно-патриотического фонда “Застава святого Ильи Муромца”  и Русского Александровского Имперского комитета Александр Самойлов был награжден медалью под № 001 “Шагнувший в бессмертие” . Его дело продолжает новый командир – Андрей Кошелев. В экспедициях в Туле и Калуге до этого года было обнаружено 180 бойцов, прочитано 20 личных медальонов.

“Найти медальон – сейчас большая редкость” , – отмечал Андрей Кошелев. Из 400 останков бойцов удается установить личности примерно восьми человек. Солдатский медальон – это футляр из двух скручивающихся половинок, в него вкладывали листок с данными бойца. При его нахождении очень сложно определить погибшего, ведь за 70 лет в земле бумага сгнивает. Порой солдаты вовсе не заполняли эти бланки, считая, что так они приманивают к себе смерть. Петропавловские поисковики установили по медальонам около 60 имен.

В этом году в Новгородской и Тульской областях североказахстанские поисковики обнаружили останки 28 солдат, прочитали несколько медальонов, в том числе установлена фамилия одного казахстанца.

– Общими силами в рамках очередной экспедиции 27 отрядами было поднято 587 останков советских солдат, 30 были опознаны, – говорит командир отряда “Саланг”  Александр Азегов. – В их числе – Акжусуп Карибаев, 1921 года рождения, призванный из Кызылординской области. Сейчас идут поиски его родных…

Такими плодотворными поиски не были давно. Ведь после 1942 года опознавательные медальоны приказом Сталина в целях секретности были отменены. В июне североказахстанцы вновь отправляются на вахту памяти, теперь уже под Калугу. Там в Великую Отечественную шли кровопролитные бои с участием 387-й Акмолинской стрелковой дивизии, сформированной из призывников Акмолинской, Северо-Казахстанской и Карагандинской областей. Дивизия 8–15 августа 1942 года выходила из окружения. Из 7–8 тысяч человек в живых осталось около 800.

Петропавловск