Одно дело – областной центр и районы. Другое – не статусный город с селами. Был придуман термин “сельский округ”. И их у Семея оказалось ни много ни мало – 16. В этом году два из них упразднили, и округов осталось 14.
В итоге жители села Новобаженово, расположенного в 66 километрах от города, и жители села Абралы на расстоянии 250 километров получили прописку в городе Семее! В официальных документах так и значится: “г. Семей, Новобаженовский сельский округ”. Случись сердечный приступ у жителя Абралы, бригада скорой помощи выезжает к нему из Семея за 250 километров. Нужен ремонт сельской школе, деньги опять же ищут в казне Семея.
Дело дошло до того, что в 2012 году городские молодежные организации и ученые-историки отправили заявку в Книгу рекордов Гиннесса для присвоения городу статуса самого большого в мире.
Еще бы, ведь чудеса администрирования привели к тому, что Семей вместе с отнесенными к нему сельскими округами занимает теперь 27,5 тысячи квадратных километров. Таких мегаполисов не существует в мире. Но администраторы и составители Книги Гиннесса заявку отвергли. Им показалось, что Семей и приписанные к нему села – это то же самое, что город – областной центр с окружающими его районами. Никто не понял, что вершители административной географии раздвинули границы Семея на 60 километров на восток и почти 300 – на юг и что житель какой-нибудь деревушки типа Озерки или Мукур имеет городскую прописку.
Деревенские горожане
Все это можно было бы считать просто забавным казусом, если бы статус “деревенских горожан” не сыграл с ними злую шутку. Про жителей сельских округов просто забыли при составлении государственных программ по поддержке развития бизнеса и сельского хозяйства. Так, “ни к селу ни к городу” оказались они для программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. А ведь это самая всеобъемлющая и масштабная программа последних лет, которая дает возможность получить профессию или обучиться азам бизнеса, открыть собственное дело или получить льготный кредит под небывало низкий процент практически в любой отрасли – будь то создание производства или покупка здания под магазин.
– Действительно, в этом году сложилась такая ситуация, что для жителей сельских округов Семея не было предусмотрено финансирования ни через Фонд развития предпринимательства “Даму”, ни через фонд финансовой поддержки сельского хозяйства. Этот сектор полностью выпал в 2017 году, – отметила заместитель директора Восточно-Казахстанского филиала фонда финансовой поддержки сельского хозяйства Жанат КАКИМАНОВА.
– К сожалению, этот вопрос открыт до сих пор. Мы долго обсуждали его на уровне правительства, подключился отдел предпринимательства Семея, написали письмо в мажилис, но четкого ответа так и не получили, – посетовала директор регионального филиала фонда развития предпринимательства “Даму” по г. Семею Анжела МАСЛОВА.
В результате более 20 тысяч жителей сельских округов Семея лишены возможности воспользоваться условиями госпрограммы.
Есть ли разница между 10 и 7
Причем это не первая программа, в которой оказались ущемлены интересы жителей сельских округов. К примеру, “Дорожная карта бизнеса-2020” предполагает субсидирование процентной ставки. Если городской предприниматель получает льготный кредит, то в рамках программы государство субсидирует ему 7 процентов от банковской ставки. Сельскому участнику ДКБ субсидируется уже 10 процентов. И естественно, предприниматели сельских округов Семея получают только 7 процентов субсидий, хотя и живут, и работают в селе.
– Конечно, трудно понять, почему предпринимателям Бескарагая, который находится на расстоянии 60 километров от Семея, субсидируют 10 процентов, а жителям села Абралы, живущим за 250 километров, – всего 7. В ответ на наши запросы нам пояснили, что единственный выход – если сельский округ войдет в административное подчинение какому-нибудь из районов нашей области, – пояснила Анжела Маслова. Как микробизнесу получить господдержку
– По участию в “Дорожной карте бизнеса-2020” нами было отправлено немало писем, в том числе и в правительство. Отправляли мы их и в этом году. Нас поддержал и отдел сельского хозяйства. Но нам отвечают, что распределение категорий участников программы идет согласно правилам, и раз сельские округа находятся в административном подчинении города, то и жители могут рассчитывать на участие в ней как горожане, – добавила заведующая сектором развития МСБ отдела предпринимательства Семея Амина СЫЗДЫКОВА. – Но нельзя говорить, что жители этих сел ущемлены. Они участвуют в ДКБ, у нас реализовано немало проектов, и 7 процентов субсидирования – это тоже значительная помощь со стороны государства.
Конечно, хорошо, что жители могут рассчитывать на эту поддержку. Когда ты берешь в банке кредит под 14 процентов, но выплатишь только 7, – это существенная помощь.
Однако каково фермеру из сельского округа сравнивать свои возможности с жителем района, за которого государство выплатит в банк 10 процентов? Эта разница в три процента превращается во внушительные суммы. И они особенно заметны именно жителям сельских округов, потому что все они состоят из маленьких деревень. Им трудно чувствовать себя на равных с зажиточными крупными райцентрами.
Утешение в другом месте
Тем не менее координаторы программ считают, что жители сельских округов имеют все шансы на государственную помощь.
– С 2011 года действовала программа развития предпринимательства на селе. Максимальная сумма кредита там составляла три миллиона тенге. За шесть лет ее действия в ней участвовали 722 человека, мы выдали полтора миллиарда тенге микрокредитов для жителей сельских округов Семея. Это один из лучших результатов по стране. Так что сельчане не обделены, – считает специалист отдела микрокредитования и переселения центра занятости населения акимата г. Семея Ерболат ТУЛЕБАЕВ.
– Есть еще программа “Акниет”, участникам которой предоставляется фиксированная ставка всего 8,5 процента, есть программа субсидирования ЕНПФ, и есть много региональных точечных программ, которыми могут воспользоваться жители сельских округов, – согласилась директор регионального филиала фонда “Даму”.
Между тем такая же ситуация сложилась в Актобе с единственной разницей, что там количество округов меньше, чем в Семее. И все эти жители сел с городской пропиской могут искать себе утешение в других программах, где льготный процент – 8,5, а не 6; либо получать 7 процентов государственного субсидирования вместо 10. Другой вопрос, что такое пренебрежение в распределении государственной помощи попахивает дискриминацией. Но обратят ли разработчики программ внимание на эту категорию “недосельчан” – большой вопрос.
СЕМЕЙ