100 миллионов на элитные авто и аренда самолета: на что министерство цифрового развития тратит деньги налогоплательщиков

Как и для чего в ведомстве арендовали порядка 14 автомобилей бизнес-класса за два года, зачем министерству самолет, обслуживание которого обходится в более 26 миллионов тенге, и сколько стоит перевести своих сотрудников на удаленку. 

В последнее время в СМИ стало появляться все больше сообщений о деятельности министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана. 

Например, 10 сентября министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Багдат Мусин пообещал отсудить у гендиректора казахстанского частного АО "РКК "Байконур" Даурена Мусы макет и второй летный экземпляр орбитального корабля "Буран". Он заявил, что судебные тяжбы будут продолжаться, так как главная задача - возвращение государству его собственности.

Напомним, в ноябре прошлого года Дмитрий Рогозин сообщил о попытках выкупить второй достроенный космический корабль "Буран", который хранится на космодроме Байконур. Поэтому он искал владельца шаттла, коим оказался казахстанец Даурен Муса. Он ответил, что затратил много ресурсов, чтобы "наше космическое предприятие и эти ракеты остались целыми, потому что это наша общая история".

Другое неоднозначное заявление сделал вице-министр ведомства Асхат Оразбек, который был инициатором перехода Республики Казахстан на телефонный код "+997", однако в начале октября добавил, что решение пока носит необязательный характер и страна может остаться в зоне с кодом "+7". 

В связи с последними событиями редакция медиа-портала Caravan.kz решила выяснить, чем "живет" министерство цифрового развития и на что руководство расходует госбюджет. Для этого мы просмотрели открытые данные с сайта госзакупок и сделали несколько интересных выводов. 

Как оказалось, ряд сотрудников данного ведомства не жалеют сил и средств на аренду автомобилей бизнес- и представительского класса. Причем в довольно внушительных количествах. Например, на текущий финансовый год в министерстве приобрели услуги по обслуживанию служебным авто представительского класса на 44 067 857 тенге

 
Из техспецификации следует, что речь идет об аренде шести автомобилей бизнес-класса с водителем для эксплуатации в течение этого года в Нур-Султане. Интересно, что указано также, что автомобили должны разгоняться до 100 километров в час не более чем за 7,2 секунды. 
 
 
Еще одна аналогичная закупка была совершена ведомством на этот же год, но уже в размере 8 533 928 тенге. Речь снова идет об аренде авто представительского класса с водителем. 
 
 
Правда, в этот раз речь идет только об одном автомобиле, который также должен путешествовать по дорогам Нур-Султана. 
 
 
Суммарно министерство цифрового развития потратило 52 601 785 тенге на аренду семи элитных автомобилей за 2021 год. К слову, в прошлом году ситуация складывалась тоже интересная. Вначале в ведомстве потратили 28 646 428 тенге на аренду пяти авто бизнес-класса с водителем. Причем техспецификации очень схожи с нынешними. 
 
 
Затем дополнительно 7 142 857 тенге - на еще один элитный автомобиль. 
 
 
После этого еще 7 410 714 тенге, но уже сразу на аренду пяти новых автомобилей.  
 
 
Затем был арендован еще один автомобиль за 2 468 514 тенге
 
 
И два одинаковых автомобиля по 1 160 714 тенге за штуку
 
 
Таким образом, получается, что за прошлый год министерство цифрового развития потратило 47 989 941 тенге бюджетных средств на аренду 14 элитных автомобилей. Хотя за год количество арендуемых авто уменьшилось вдвое, затраты возросли на 4 611 844 тенге. За два года представители ведомства потратили 100 591 726 тенге только на автомобили бизнес-класса. 
 
Однако это далеко не все дорогие средства передвижения, которыми владеет ведомство. В прошлом году в министерстве потратили 22 540 179 тенге на услуги экипажа и технической эксплуатации воздушного судна АН-2. 
 
 
Из техспецификации следует, что самолет суммарно должен провести в полете 153 часа в год. В сумму тендера входит приобретение услуг командира воздушного судна, пилота и авиатехника. Предположительно самолет необходим для проведения аэросъемочных работ. 
 
В дополнение к этому были приобретены услуги по базированию воздушного судна за 984 285 тенге и услуги по его техническому обслуживанию за 3 000 000 тенге. Получается, за год ведомство потратило 26 524 464 тенге на один небольшой самолет. 
 
 
Помимо этого, в министерстве потратили 50 550 000 тенге из бюджетных средств на услуги по обеспечению информационной безопасности. 
 
 
Из техспецификации следует, что такая большая сумма нужна для обеспеченя удаленной работы для 35 тысяч пользователей. Вероятно, это необходимо, чтобы обеспечить условия для сотрудников министерства на время пандемии.