Командовал заседанием премьер-министр Алихан Смаилов. По его словам, «в ближайшее время на рассмотрение будут вынесены предложения по добровольному возврату активов лицам, выражающим готовность сотрудничать с комитетом по возврату (он подчиняется Генеральной прокуратуре – Ред.)».
Предложения по принудительному возврату «с дальнейшей реализацией комплекса обеспечительных и исковых мер» комиссии еще только предстоит рассмотреть. Все нормы закона уже вступили в силу».
В этом вопросе разобрался журналист медиапортала Сaravan.kz.
То есть он уже действует, а меры еще только «предстоит рассмотреть»?
Справка «Каравана»
12 июля президент Токаев подписал закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов». В нем сказано, что «механизмы возврата применят к субъектам крупной коррупции, имеющим административно-властные ресурсы (связи, влияние)». Ну и к тем, кто занимает ответственные должности в государственном и квазигосударственном секторе. «А также аффилированных с указанными лицами субъектов».
Существенная деталь: чтобы попасть под подозрение и действие закона, «лица должны иметь активы на сумму выше установленного законом порога – 13 млн месячных расчетных показателей, что составляет 44 млрд 850 млн тенге… Или порядка 100 млн долларов».
Сейчас уже, наверное, больше.
Еще одна существенная метка: «Работу по возврату активов осуществляет уполномоченный орган, который на основании информации госорганов и других, не запрещенных законодательством источников, будет проводить мониторинг и анализ информации». А что это за «другие не запрещенные законодательством источники»? Какие у них права, полномочия, средства добычи данных? Нет ответа.
Отвлечемся на важное событие.
Сомнения и подозрения
Во вторник вице-министр национальной экономики Азамат Амрин представил парламенту новый проект бюджетного кодекса. Депутаты долго слушали. А потом стали задавать злые вопросы. Касательно спецфонда в минфине, в котором будут аккумулироваться возвращенные государству средства, незаконно выведенные за границу.
Суть претензий: у нас и без того разных фондов пруд пруди. Фонд социального страхования, фонд медсоцстрахования, «Даму», инвестиционный, инновационный и пенсионный фонд, Нацфонд и так далее. Зачем столько? Может, есть смысл все деньги перечислять прямо в бюджет? Тем более, что не все фонды работают прозрачно, А там еще зарплаты и бонусы первых руководителей – ого-го! – на зависть рядовым гражданам.
Ответ Амрина: «Зачем эти фонды – не скажу… У каждого своя специфика. Наша задача – консолидировать все эти потоки».
Мажилисмен Бакытжан Базарбек чуть ли не тоном следователя поинтересовался, будет ли этот фонд по аккумулированию возвращенных средств открытым для общества. Будут ли знать граждане Казахстана, какие активы и у каких олигархов изъяли? Сколько и чего удалось вернуть отечеству?
На это вице-министр ответствовал, что такая информация будет доступна всем. Это, дескать, прописано в кодексе. Видимо, ключевое слово здесь – «прописано». Как и где это «прописано» будет действовать на практике? Посмотрим.
Очевидно, мажилисменам не терпится услышать имена, явки, пароли и прочие данные? Вполне законное нетерпение!
Но в законе есть еще одна «фишка». Принудительный возврат активов «осуществляется путем обращения уполномоченного органа в суд по правилам гражданского процессуального законодательства. При этом законом предусмотрены механизмы защиты добросовестных приобретателей».
По мнению независимых юристов, в этих двух предложениях кроется мина замедленного действия.
«Человека, который честно заработал миллионы, да пусть даже миллиарды, могут заподозрить в нечестном ведении бизнеса. Когда начнут разбираться – его активы на время могут и заморозить. Чем прокуратура ответит, если выяснится, что человек чист»?..
«Механизм добровольного возврата есть, а принудительного – нет. Как в такой ситуации применять закон? В генпрокуратуре должны понимать, что здесь очень широкая «вилка» для толкования закона»...
«Как поступать с теми, кто коррупционным или рейдерским путем «заработал» всего миллион долларов, два или даже меньше»?..
«В списке подозреваемых с «грязными» капиталами могут оказаться очень известные имена. Наверное, именно поэтому у генпрокуратуры и минфина до сих пор «нет метода против Кости Сапрыкина»...
Справка «Каравана»
5 октября в генпрокуратуре образован комитет, который отвечает за поиск и возврат из-за рубежа незаконно приобретенных активов в Казахстане. «Комитет вправе запрашивать и получать всю необходимую информацию об активах и их владельцах, привлекать учёных и экспертов. Комитет должен мониторить, анализировать и проверять информацию о законности источников происхождения активов лиц, включенных в специальный реестр по решению комиссии».
И тут есть вопросы.
Зачем искать коррупционеров далеко, если все они под носом у правительства?
В начале октября мажилисмен Ерлан Саиров обратился к премьер-министру Смаилову и генеральному прокурору Берику Асылову с депутатским запросом. Почему руководство фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» повышает свое благосостояние, а не народа? И привел пример. Директорат «Самрук-Казыны бизнес сервис» получил бонусы в два раза больше, чем прибыль. Генеральному директору Ержану Джетыбаеву по итогам года упало на счет 74,9 млн тенге. Его клеркам – 274 «ляма» в виде премий.
Начальству подразделения этой компании – KazCloud – 336 миллионов тенге. А прибыль конторы по итогам года составила всего 61 миллион. Минфин, прокуратура, антикоровцы это не заметили?
Справка «Каравана»
Как сказано на сайте ТОО «Самрук-Казына бизнес сервис», компания призвана укреплять собственную финансовую устойчивость. Это ее стратегический приоритет.
Чуть ниже – о том, что контора будет предоставлять качественные услуги «для централизации корпоративных функций с дальнейшим развитием качественных инновационных сервисов, устойчивого роста профильных компетенций».
Вы что-то поняли из этого набора букв?
Для чего и для кого вообще создали это ТОО? Что она сделала для народа?
Если поднять всю бухгалтерию всех подразделений «Самрук-Казына» за все годы деятельности, трудно понять: что в этих кабинетах сочинили полезного для экономики страны, для людей. Почему командиры квазигосударственного сектора становились богаче, а не граждане страны, для благосостояния которых и придумали этим конторы?
Кому история не дышит в затылок?
Все юристы, которых я просил прокомментировать ситуацию с возвращением из-за рубежа незаконных активов, почему-то именно этот аспект либо отказывались комментировать, либо делали это очень неохотно. Один, правда, сказал прямо:
- Думаю, что у многих председателей советов директоров и членов правлений в нацкомпаниях есть и недвижимость и счета за рубежом. И все официальным путем оформлено. Не прикопаешься. Какую пользу они принесли стране – это пусть другие люди разбираются. Отбирать что-то сейчас годы спустя? Есть же сроки давности…
Комиссия и комитет по возврату в Казахстан незаконно выведенных активов закроют этот список от общественности
В пятницу на пресс-конференции вице-министр юстиции Алма Муканова пояснила, как будут действовать комитет и комиссия по возврату государству незаконно приобретенных активов.
Главная задача на сегодня для них – определить субъектов, которых начнут включать в реестр лиц , которые обязаны подтвердить законность своих доходов.
«Это люди, занимающие или занимавшие государственные должности и лица, наделенные административно-властными ресурсами, - отметила вице-министр. - В реестре будут фигурировать и фамилии аффилированных с субъектами лиц. Под этим мы понимаем широкий круг. Это родственники, и не только близкие. Это номинальные владельцы, на которых было оформлено имущество. Эти люди могли не работать на госслужбе, но принимали управленческие решения в органах власти».
А дальше еще интереснее. По словам г-жи Мукановой, фамилии подозреваемых граждан в этом списке будут засекречены. Причина простая. Во-первых, принцип презумпции невиновности в Казахстане никто не отменял. Во-вторых, если будет обнародована чья-то фамилия или название компании, то «тут же могут возникнуть риски: акции предприятий начнут терять в цене. А государству это невыгодно».
При этом реестр будет «живой», его будут пополнять на постоянной основе. А его фигуранты – получать «письма счастья». После чего подозреваемые обязаны сдать специальную декларацию. И в ней предельно точно указать наличие активов и источники доходов, на которые и были приобретены эти активы. И только после изучения декларации, комиссия примет решение: на какие активы следует подать иск в суд о заморозке операций – для того чтобы обеспечить их сохранность. мало ли? А вдруг подозреваемый вздумает втихаря сбыть нелегальное имущество от машин и особняков до предприятий?
Попадание в реестр – штука неприятная. Возможно, с непредсказуемыми последствиями. Но, как отметила Муканова, тут есть два варианта.
Первый. Тот, кто «встал на путь исправления» и готов добровольно вернуть родине незаконно нажитые активы, могут считать, что им повезло.
Второй. Некто решил пойти на крайние меры и решительно не согласен делиться с отечеством. В этом случае включается механизм принудительного отъема. Он, правда, еще не совсем отработан, поскольку привлечение к уголовной ответственности может быть опровергнуто сроком давности нарушения или преступления. А вот конфискация в гражданском порядке – возможна. Потому что сроков давности в таких случаях нет.
Правда, многие детали здесь еще предстоит уточнять. Сколько времени это займет? Да комиссия и комитет его знают... Ну, еще и в парламенте.
Как сказал один из юристов, «сначала надо начинать уборку в своей квартире. Мы слишком долго доверяли иностранцам. Однажды это плохо кончится».