100 дней спустя

Большие начальники приходят и уходят, сменяя друг друга, а их обещания улучшить жизнь народа, остаются пустым звоном.
В Западно-Казахстанской области многие разрекламированные всего год назад проекты, на поверку оказались нежизнеспособны. А некоторые из них требуют тщательного пересмотра и "кастрации". При внимательном изучении положения дел в области, новый аким Нургали Ашимов, который отметил 100 дней со дня пребывания в должности главы одного из нефтяных регионов страны, экономику и бюджет области оценил, как "напряженные".
По мнению Ашимова, в области нарушен порядок бюджетного планирования. Проекты, программы в большинстве случаев не были подкреплены проектно-сметной документацией. А если эти документы и составлялись, то проекты все получались уж очень дорогостоящими. Как говорится, новая метла по-новому метет, вот и новый аким, посмотрев свежим глазом на ситуацию, нашел их не такими уже радужными.
Перспектива строительства цементного завода на территории Таскалинского района стоимостью 100 млн долларов, оптимизма не вызывает. Мало того, что он дорогостоящий, так здесь еще и планировалась устаревшая технология производства цемента. При том, что на Каспийском шельфе потребность в цементе будет составлять 60 тысяч тонн ежегодно, у инвесторов проект строительства цементного завода, не вызывает интереса. И на сегодня, по данным акима ЗКО, потенциального инвестора нет.
В свою очередь власти намерены пересмотреть данный проект, с тем, чтобы сделать его презентабельным. К тому же еще в прошлом году цементный завод был включен в индустриально-инновационную программу региона.
Не менее горькая судьба и у спиртового завода. Отчет его строительства ведется с момента обретения страной независимости. Он переживает уже третьего акима. Каждый из них пытался решить собственные интересы, первый вообще не скрывал своей кровной заинтересованности, второй - попытался сгладить ситуацию и сдвинуть с мертвой точки зрения долгострой. Но все тщетно. Слишком много долгов накопилось у "бородатого" завода. Французским кредиторам область должна 19 млн. долларов за покупку оборудования, еще 700 тысяч зелеными - местным подрядчикам за проведение строительных работ. В целом же на завершение строительства нужны как минимум 9 млн. долларов.
Но из-за слишком больших долгов завода, никто из инвесторов не желает вкладывать в него средства. В правительстве этот вопрос также обсуждался, ищутся пути выхода из кризисной ситуации. К тому же по мнению нового руководства области, мощности завода слишком велики - 1 млрд.гекалитров спирта ежегодно.
"Таким количеством спирта можно залить всю страну, его просто некуда будет девать с учетом сокращения потребления алкоголя", -сказал Ашимов. Сегодня прорабатывается вопрос переработки уральского спирта на базе Атырауского НПЗ для получения высокооктанового экологически чистого бензина, который пойдет на экспорт.
Однако уже сейчас поговаривают о высокой себестоимости спирта-сырца, что может погубить затею. Еще один вариант применения спирта, обеспечение глубокой переработки зерна с выделением протеина, клейковины, которые пользуются высоким спросом на внешнем рынке. Новый аким считает, что при таком подходе, спиртзавод оправдает себя. Но пока не будут погашены долги, вряд ли будет возможно найти инвестора.
Реализация проекта индустриально-инновационного развития также требует тщательного подхода. Заводы в их сегодняшнем виде вообще не в состоянии выпускать нужную продукцию для Каспия, на который нацелен сам проект. Промышленным предприятиям машиностроительного комплекса придется полностью переоснаститься, провести реорганизацию и реконструкцию. К тому же предприятия должны быть финансовоустойчивыми и сертифицированными. Не все требуемые условия сегодня выполнены. Отныне результаты всех тендеров с указанием их победителей будут публиковаться в печати, дабы прекратить все разговоры.
Положение дел в бюджете области глава региона также назвал напряженным, связано это с завершением второй фазы реализации Карачаганакского проекта, а третья фаза начнется только в следующем году, больших денег ждать неоткуда. Поэтому не случайно, прежде чем окончательно принять бюджет текущего года, новое руководство несколько раз его пересчитывало и урезало некоторые социальные программы.
Произошло перераспределение средств между городом и аулом. Очень многие начинания прежнего акима, направленные на обустройство Уральска, были пересмотрены, а деньги направлены на развитие сельских территорий. В этом году предполагается полностью оснастить сельские врачебные амбулатории, также предполагается отремонтировать все аварийные школы.
"Надо, чтобы нефтяные деньги дошли до аула". Как выяснилось, многие так называемые проекты, озвученные вслух, не имели финансовой документации. Отныне все они должны быть завершены в течение бюджетного года, чтобы можно было отчитаться перед народом. Еще одно обстоятельство, которое бросается в глаза и, на котором заострил внимание новый руководитель - это сплошные долги. При том, что в последние три года область не испытывала дефицита в бюджете, а, наоборот, была причислена к числу доноров, выясняется, что слишком уж много долгов оказалось у региона. Только за один газ область задолжала около 1 миллиарда тенге, не говоря уже о других сферах.
Только содержание известного скрипача Марата Бисенгалиева с его скрипичным конкурсом обходится области в 300 тысяч долларов в год.
Конкурс этот международный, но как отметил глава области, у многих вызывает нарекание, что среди членов жюри нет казахстанцев, также среди участников в этом году не было уральских музыкантов.
"Мы платим деньги и вправе спросить, почему Бисенгалиев не присутствует здесь больше времени, почему он не учит местные дарования. Решайте, вам нужен конкурс за такие деньги?", - спросил аким. Культуру новая власть намерена всячески поддерживать, "но она должна удовлетворять наши потребности и укладываться в возможности". За рамки возможностей бюджета новая власть не намерена выходить ни на шаг. Никаких пустых обещаний. Все должно подкрепляться деньгами. Как на самом деле сложатся обстоятельства, покажет время.
100 дней - это лишь разминка для нового руководителя, а уже в течение года будут видны реальные шаги и действия, по которым можно будет делать выводы.
Для самих жителей важно, чтобы им создали нормальные условия для жизни, все остальное людей мало интересует. У г-на Ашимова ревизия оставленного ему наследства, оптимизма не вызвала. А какое наследство оставит после себя он сам - вопрос времени.