С 7 января вступают в силу новые Правила дорожного движения. Подробнее о нововведениях на своей страничке Facebook написал известный юрист, управляющий партнер Казахстанской лиги юристов Жангельды Сулейманов, сообщает Zakon.kz
"1. Введено требование в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения включать фары ближнего света или противотуманные фары или дневные ходовые огни. Несмотря на то, что новые правила вступают в силу с 7 января, в Алматы почти все водители с 1 января ездили днем с включенными фарами. Это требование оказалось самым легко исполняемым.
2. Очень интересно изложено поведение инспектора при остановке автомобиля. В старых правилах было указано, что инспектор, остановивший транспортное средство, обязан незамедлительно подойти к водителю и назвать причину остановки. В новых правилах не прописаны ни обязанность незамедлительно подойти, ни обязанность назвать причину остановки. По новым правилам инспектор разъясняет причины остановки транспортного средства и предъявляет по требованию водителя, для ознакомления и установления фамилии и должности, служебное удостоверение без его передачи водителю. Но неясным остается вопрос, когда инспектор разъясняет причину остановки: в начале разговора с водителем, либо после требования водителя о разъяснении ему причины остановки, так как такое право водителя закреплено в законе о дорожном движении. Также остался открытым вопрос – в течение какого времени инспектор должен подойти к остановленному транспорту. Думаем, по этим вопросам МВД должно дать разъяснение.
3. Запрещено водителю и пассажирам покидать транспортное средство в случае его остановки сотрудником органов внутренних дел без его разрешения. Данная норма направлена на предотвращение нападений на инспекторов.
4. Запрещено употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника органов внутренних дел, до проведения освидетельствования в целях установления состояния опьянения. Данный запрет обусловлен случаями, когда водители употребляли алкогольные напитки после ДТП или остановки их автомобиля инспектором, и потом в ходе освидетельствования заявляли, что «выпили» после того как оставили руль своего автомобиля.
5. Запрещено перевозить детей до 12 лет при отсутствии специального детского удерживающего устройства или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сидении механического транспортного средства при отсутствии специального детского удерживающего устройства. Наверное, самое обсуждаемое нововведение. Но, новые правила не требуют именно наличие автокресла, как думают многие, а можно пристегнуть ребенка специальными дополнительными ремнями. Главное, чтобы ребенок был безопасно пристегнут.
6. Очень интересным является норма закона о дорожном движении, согласно которой собственник автомобиля имеет право передать другому водителю управление автомобилем в простой письменной форме. То есть, законодатель разрешает передать управление автомобиля, но при оформлении простой письменной доверенности. Из этого следует, что собственник автомобиля, даже находясь на пассажирском кресле, обязан выписать водителю письменную доверенность. Надеемся, что законодатель дополнит данную норму, исключив доверенность при нахождении собственника в автомобиле.
7. Необычным является требование о том, что водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только на обозначенном остановочном пункте. Из смысла новых правил, эта требование распространяется на всех водителей, но следуя здравому смыслу, это же специальная норма для водителей автобусов, троллейбусов и трамваем. Предлагаем законодателю уточнить данную норму, а то в таком изложении она невыполнима для водителей.
8. В старых правилах запрещалась учебная езда на дорогах, перечень которых объявлялся в установленном порядке. Согласно новым правилам, учебная езда на дорогах общего пользования осуществляется только по маршрутам, согласованным с уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
9. Старые правила запрещали перевозить водителям велосипеда и мопеда перевозить пассажиров кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками. Новые правила полностью запретили перевозить пассажиров.
10. Запрещена эксплуатация автомобилей, на кузов которых нанесен аэрографический трехмерный рисунок. Думаем, такое требование коснется малого числа водителей, так как аэрографические рисунки являются редкостью в нашей стране.
Как видно, всего лишь несколько новых норм требуют доработки и разъяснений и в целом не причинят водителям дополнительных неудобств. И только лишь одно требование о перевозке детей вызывает критику, но думаем, что такое требование верное, так как соответствует мировой практике и направлено на защиту наших детей", - отметил Жангельды Сулейманов.