Бывает и такое, что одно и тоже правило понимают люди по-разному. Хотя законы пишутся для всех и несут определенный смысл для каждого. А в итоге получается, как в анекдоте:
Идет судебное заседание. Судья:
- Гражданин Сидоров, зачем это вы принесли в суд монтировку?
Подсудимый:
- В законе написано, что я имею гарантированное право на защиту!
Юмор, юмором, а ведь не на пустом месте рождаются такие анекдоты.
Несоблюдение прав в итоге привело к тому, что мир разделился на два лагеря: одни придерживаются законов по собственному усмотрению, другие заставляют соблюдать правила абсолютно во всех проявлениях, независимо ни от каких условий.
Итак, с чего же все началось?
После Второй мировой войны, когда мир был потрясен массовыми, грубыми нарушениями прав человека, образовалась Организация Объединенных Наций.
В Устав ООН были включены положения о необходимости осуществлять международное сотрудничество "…в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка, религии" (п.3 ст.1 Устава).
Одновременно с подготовкой Устава ООН возникла идея разработки отдельного документа - Международного Билля (Хартии) о правах человека.
Идея была основана на необходимости провозглашения универсальных общечеловеческих ценностей, сформировавшихся в правовом мышлении и законодательстве наиболее развитых государств.
После чего 10 декабря был провозглашен, как День защиты прав человека. Именно об этом сегодня пойдет речь.
После многочисленных обсуждений Комитетом ООН было принято решение принимать не один единый документ о правах человека, а несколько документов.
В настоящее время Билль о правах человека состоит из следующих международных соглашений:
" Всеобщая декларация прав человека;
" Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
" Международный пакт о гражданских и политических правах и два факультативных протокола к нему.
Казахстан, как многие другие страны мира, взял на себя обязательства по соблюдению целого ряда международных документов: конвенций, хартий, пактов в том числе и т.д.
Хотелось бы найти социальную нишу, в которой не нарушаются права человека в Казахстане. К великому сожалению мне не удалось этого сделать. Куда ни посмотри, в той или иной степени везде и повсеместно права человека нарушаются.
Зато есть ниша, где права почти не нарушаются, или нарушаются в меньшей степени. Со своей стороны правительство и НПО постарались сделать все, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.
Итак, сегодня речь пойдет "о цветах жизни", оставшихся на попечении государства, которых сейчас в детских интернатах насчитывается более 96 тысяч.
Согласно отчету уполномоченного по правам человека в Казахстане, Дома ребенка в Южно-Казахстанской, Кызылординской, Атырауской, Мангистауской, Павлодарской областях, отвечают санитарно-гигиеническим нормам, оборудованы необходимой мебелью и инвентарем и в достаточном количестве снабжаются необходимыми медикаментами.
При приеме на работу в Дом ребенка среди претендентов проводится инструктаж по специфике работы в данном учреждении. Так же регулярно ведутся информационные беседы с персоналом по вопросам, касающимся сферы прав детей и их соблюдения, и консультации по уходу за больными детьми.
Положительным моментом в Доме ребенка является то, что в них помимо государственного финансирования, хорошо развита спонсорская помощь.
Развивая тему детей, находящихся на попечении государства, нельзя не затронуть усыновление. И вот именно тут и начинается, то, что относится к нарушению прав человека.
Вопрос международного усыновления стоит остро, существует много споров. Для нашего государства, приоритетно усыновление детей казахстанскими гражданами путем материального стимулирования и создания условий, которые бы способствовали обеспечению детей всеми необходимыми благами.
За пять лет было передано на усыновление 16 146 детей, из них 12 371 - гражданам Казахстана, 3 613 - иностранцам и 162 - родственникам-иностранцам.
Если в отношении содержания здоровых детей в детских учреждениях, можно сказать все нормально, то в отношении детей-инвалидов ситуация иная.
В соответствии с международными законодательными положениями о правах человека в структуре социальных прав имеются проблемы на этапе первичной социальной помощи и ухода за детьми с ограниченными возможностями. В частности, не удовлетворяются их образовательные потребности и плохо оказывается социальная поддержка их семьям.
В настоящее время слабо реализуется Рекомендация Комитета ООН, направленная на уравнивание возможностей для нетрудоспособных детей, оказание содействия по их интеграции в обычную систему и вовлечение в общество, включая специальную подготовку для учителей.
В Рабочую группу по защите прав детей обращались родители, не нашедшие поддержки со стороны государственных органов по поводу определения детей с ограниченными возможностями, прошедшими домашний курс специальной подготовки в типовые общеобразовательные учреждения.
Отказы по подобным обращениям мотивировались, как правило, отсутствием прецедентов по интеграции детей со специальными нуждами.
Услуги, которые сейчас оказываются в Республике, не позволяют интегрировать детей в семье и в обществе. В соответствии с Законом "О медицинских, образовательных и реабилитационных услугах для детей с умственной и физической нетрудоспособностью" от 2002 года, государство ставит перед собой главную цель в обеспечении целостной социальной, медицинской, педагогической и исправительной поддержки, которая определена как: "Обеспечение возможностей для преодоления и компенсации социального принуждения с целью создания равных прав детей-инвалидов участвовать в жизни общества".
Однако этот же закон предусматривает предоставление услуг только через домашнее обучение, что является не соответствующим правам инвалидов быть интегрированными в общественную среду.
Кроме того, дети с тяжёлыми формами инвалидности не имеют прав на обучение и классифицируются как дети, не подлежащие обучению, что противоречит Конвенции по правам ребенка.
Грустная складывается картина, получается, что 15 миллионный Казахстан не может защитить права 17 406 детей-инвалидов.
Если говорить, в общем, о детях, они выходят во взрослую жизнь, не зная собственных прав и возможностей. В течение жизни каждый ребенок будет относиться к той или иной социальной категории. Рассказывать о нарушении прав в каждой подобной соцгруппе не хватит, ни сил, ни времени. Поэтому, чтобы продолжить цепочку жизни, разделю детей на мужчин и женщин.
Далее жизнь человека постоянно находится на весах равновесия, где в разных областях, перевешивает то женщина, то мужчина по размерам и последствиям ущемления прав.
Например, по данным отчета о человеческом развитии за 2004 год, существует равный доступ в стране к формальному образованию мужчин и женщин. А потом на протяжении всей жизни, женщины больше выпадают из процесса обучения по ряду физиологических причин, таких как беременность, рождение ребенка и уход за ним.
В результате, к 30 - 40 годам мужчина и женщина с равными стартовыми возможностями оказываются на разных уровнях профессионального и карьерного роста.
Более того, наряду с почти одинаковыми условиями доступа к формальному образованию на всех уровнях, существует разница в доступе к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и возможности их эффективного использования для мужчин и женщин.
Структурная перестройка промышленности определяет новые требования к работникам - умение использовать ИКТ. На рынке труда образовался спрос на новые нетрадиционные специальности. Такие традиционно женские профессии, как делопроизводитель, секретарь-референт, офис-менеджер, в нынешних условиях предполагают умение работать, как минимум, с офисными пакетами Microsoft Word и Excel.
По оценкам Центрально-Азиатской лиги женщин в информационных и коммуникационных технологиях (ЦАЛЖИКТ), созданной для привлечения внимания общественности к проблеме цифрового неравенства в Центральной Азии, в Казахстане в сфере ИКТ занято лишь 10 - 20 % женщин.
В большей степени отстают по доступу к ИКТ женщины после 40 лет, которые еще трудоспособны, но к ИКТ адаптируются медленнее, нежели более молодые женщины.
Если здесь в проигрыше оказывается женщина, то мужчине, к примеру, достается в нелегком несении службы порой далеко не по собственному желанию.
По информации, полученной в ходе командировки Уполномоченного по правам человека, военнослужащие пограничных застав испытывают трудности с поставкой питьевой воды и жильем. Отмечена проблема уровня заработной платы и потребительской корзины в Мангистауской области среди молодых офицеров.
Имеются жилищные проблемы. В погранотряде около 50 % прапорщиков и офицеров стоят на очереди на жилье. В 2004 году планировалась выделить из республиканского бюджета средства для обеспечения жильем только 40 военнослужащим.
Одной из главных причин несоблюдения прав человека, является низкая их информированность о своих правах.
Интересный подход к всеобучу по правам человека придумали в Азербайджане, Институтом по правам человека Национальной академии наук была выпущена книга "Сборник анекдотов по правам человека", и в ней все анекдоты разделены на темы по основным положениям Евроконвенции. Каждую тему предваряет соответствующая статья конвенции.
По словам автора книги, "права человека - прежде всего состояние души и высокий уровень воспитанности, и только потом уже нормы, изложенные на бумаге".
Мне понравилось мнение автора, и очень бы хотелось, чтобы в нашей стране состояние души было настолько большим, что просто не оставляло места нарушению прав.
Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru