Как могла произойти чудовищная трагедия в деревне с населением в 1,5 тысячи человек? Почему по поселку, где каждый знает друг друга, спокойно разгуливал убийца? Разбираться надо на месте, отправляюсь в район Алтай.
Зубовск – тупиковая железнодорожная станция дороги Оскемен-1 – Зыряновск. Бывает же так: города Зыряновска уже нет, вместо него на карте Алтай, а у железной дороги название сохранилось. Местные предприятия – несколько крестьянских хозяйств, лесозаготовка, нефтебаза, элеватор, школа с мини-центром. Дорога с асфальтом, как водится, проложена возле местного акимата, чуть в сторону – пыльный проселок, бурьян выше головы, “пьяные” заборы. Спрашивается, что здесь изменилось за 100 с лишним лет?
Пробую что-то выяснить в сельском акимате, кому, как не его сотрудникам, знать всё о своем населенном пункте. На месте 2 женщины, обе сразу заявляют: им запрещено что-то говорить.
“Не имеем права”. Единственное, что удается от них услышать, это имена – Анастасия и Алена. И то, наверное, обе пожалели о выданном секрете.
Вбегает вызванный срочно аким, представляется: “Морозов Владимир Владимирович”. Выдает ровно те же сведения, в тех же формулировках, которые распространила пресс-служба областного департамента полиции: “29 августа в 16 часов пропал мальчик Жилиев Эдуард Романович, были организованы поиски. В ходе розыска ребенок был найден, к сожалению, мертвым. Нашли 30 августа, примерно через сутки”.
Пробую узнать подробности, в ответ слышу: “Я говорю! Остальное можете узнать в департаменте полиции”.
Чиновник даже не пытается скрыть фонтан раздражения. Явно боится любого разговора на тему, почему по поселку, где он – глава администрации, спокойно разгуливал упырь с ножом? Придется же как-то объяснять, за что ему государство платит зарплату.
К дому, где жил мальчуган, понемногу собираются одетые в траур люди. Как замечает одна из местных жительниц, 1 сентября Эдик мог пойти в школу, но вместо этого весь Зубовск пришел проводить его в последний путь. Жизнь малыша оборвалась, толком и не начавшись.
– Я сейчас с ужасом вспоминаю, – говорит Ирина ИСАНОВА. – Парень, который его убил, приходил ведь мне снег чистить. С виду тихий был. После убийства его в Зубовске не было, сбежал в другую деревню, значит, понимал, что натворил. Ребенка жалко. В поселке всем сейчас очень больно: детская жизнь ни за что оказалась загублена.
В сторонке стоят несколько подростков, на вид им лет по 10–11. Собрались на похороны. Подхожу к ним.
– Мы знали Эдика, – говорит мальчик по имени КИРИЛЛ. – Иногда катались вместе на великах. И того, кто его убил, знаем, это очень злой парень. Однажды на нас с ножом кинулся, мы от него палками отбивались. Он жил на соседней улице от дома Эдика, постоянно общался с пацанами. Поэтому Эдик не почувствовал опасности.
Пацаны говорят, убийца требовал денег. Эд попробовал сбежать на велике, убийца ударил его камнем, а потом зарезал.
До тех пор, пока суд не вынесет приговор по убийству семилетнего ребенка, у нас нет права называть имя душегуба. Некоторые подробности удается узнать от его мамы. Немолодая женщина с тяжелым вздохом признается: у ее 20-летнего сына вторая группа инвалидности, он состоит на учете в психо-неврологическом диспансере.
– С детства был на индивидуальном обучении, – рассказывает женщина. – Весна, осень – он лежит в больнице. Постоянно сбегал из дома. Пока маленьким был, находили на улице. Как повзрослел, сложнее стало. Обращалась в полицию, его полицейские находили, привозили. Таблетки он пил. Даже когда сбегать собирался, таблетки заранее с собой брал. В этом году весной 3 месяца лежал в стационаре, выписался в мае. Мне стыдно на улице появляться: мой сын у ребенка жизнь забрал и свою сгубил. "Больные боятся, что их до конца дней поставят на учет или запрут в стационаре" - почему столько неуравновешенных людей гуляет на свободе
Что ударило в голову 20-летнему неадеквату, с этим должны разбираться врачи. По словам матери, в пятницу, 28 августа, с утра ее сын сделал заготовки для столбов под изгородь, затем заявил, что отправляется рубить жерди и… исчез. Ночью его не было дома. А в субботу, 29-го, пропал маленький мальчик.
Малыша искали полицейские, чеэсники, местные жители, волонтеры из Алтая… Страшную находку обнаружил дядя Эдика, Игорь МИРОНОВ.
– Я смог приехать только 30 августа, во второй половине дня, – говорит мужчина. – Тут уже много людей было. Как искал? Поговорил с ребятишками, они показали, где нашли брошенный велосипед, начал поиски с того места. У меня отец был охотником, с детства брал с собой. Я сразу заметил одиночные следы, которые поднимались в гору и на спуске. Пошел по ним вдоль поля, вышел по траве и увидел под березами тело. Крикнул, чтобы вызвали полицию. Было около 5 вечера.
По следам видно, что он нес мальчика в гору, раза 3 отдыхал, присаживался, кругом трава примята. Затащил в березняк и бросил лицом вниз на муравейник. 5 ножевых ранений в шею.
Зубовского упыря задержали в тот же день в соседнем селе. Он сразу дал признательные показания. Начато досудебное расследование по статье “Убийство”. Следствие устанавливает детали: каким образом ему удалось заманить малыша, для чего, где взял нож, как наносил удары по худенькой детской шее… Мы очень надеемся, что среди тех, к кому следователи придут с вопросами, будут медики и аким поселка. Как минимум, эти люди должны объяснить, почему неадекватный человек, представляющий угрозу для окружающих, спокойно разгуливал с ножом среди людей?
– Сейчас об убийце говорят, что он больной человек, дурачок, – заключает Игорь Миронов. – По моему мнению, у этого парня был умысел. Он тащил тело в гору и еще бросил в большой муравейник, не каждый додумается так уничтожить следы. Еще бы несколько дней, и всё было бы уничтожено муравьями, ничего бы не нашли.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК – ЗУБОВСК