Подъемники, сажа от покрышек, золотые противогазы: граффити-художник о работе в Алматы

Об этом в интервью корреспонденту медиа-портала Caravan.kz рассказал Дмитрий DMN -  один из ярких представителей знаменитой алматинской группы мастеров под названием REPAS workshop.

Конечно, в своих работах художник не мог не отразить отношение к ситуации, которая сейчас затронула весь мир, Казахстан и наш город.

- Интересно наблюдать, как вирус заставил людей держаться друг от друга на расстоянии, но при этом сплотил людей и показал, что человечество - это единый организм. Когда все началось, казалось, что это где-то там, далеко, это не у тебя. Однако в итоге понимаешь, что все люди - это часть тебя. Все, что происходит где-то, как кажется, далеко, это происходит здесь и сейчас, и ты не можешь от этого убежать или отгородиться бетонными стенами, - комментирует работу художник.

Любопытно, что скоро это актуальное граффити алматинского мастера будет опубликовано в европейском каталоге, который издается в Германии. Так представители стрит-арта тоже оказываются среди тех людей, благодаря кому о Казахстане узнают за рубежом.

 

Также наш герой является автором граффити с Джокером и социальной работы, посвященной проблеме загрязнения воздуха в Алматы.

 

 
 

- Проблема качества воздуха касается всех, независимо от статуса и финансового положения. Скоро будет недостаточно построить себе домик в горах, ведь смог подбирается и туда. И все, что нас будет отличать, -  это "золотой" противогаз у тебя или обыкновенный, - считает художник.

 

Дмитрий занимается граффити на протяжении 15 лет, получил профессиональное образование художника и повышает квалификацию с помощью обучающих онлайн-площадок.

- Считаю, что специальное образование играет не последнюю роль в нашем деле, так как нужно знать основы, связанные с построением композиции, стилем и многим другим. Стрит-арт все-таки подразумевает какие-то фундаментальные вещи, наряду с креативностью, фантазией и отражением социальной жизни города, - поясняет Дмитрий.

- Насколько важен именно социальный контекст в работах стрит-художника?

-  Сейчас мы стараемся всегда реагировать на актуальные социальные вопросы, и делать это оперативно. Темп жизни ускоряется, и ритм нашего искусства меняется вместе с ним. У каждого художника есть своя смысловая нагрузка в работах, темы, к которым он обращается. Мы долгое время избегали социальных контекстов, стараясь работать с более тонкими материями, делая упор на эстетику и атмосферу.

В любом случае нам всегда важно, чтобы работа оставила след в душе и сознании зрителя. В век технологий во благо может сработать Интернет. Например, человек сделает селфи на фоне граффити (монументальные работы сейчас модно называть муралами), разместит у себя на странице и тем самым поддержит социальный контекст работы.

- Какими качествами должен обладать граффити-художник? Какие страхи, помимо страха высоты, могут быть и есть у начинающих граффитистов?

- В начале своего пути художник может столкнуться с финансовыми сложностями. Часто на это накладывается и социальное давление со стороны родителей, так как на первых этапах кажется, что это детское увлечение, плюс ко всему могут возникнуть проблемы с законом. Но при этом граффити - это субкультурное явление, даже скорее контркультурное, в кругу которого люди оказывают друг другу колоссальную поддержку. Стираются рамки возраста, пола и твоего финансового положения. Важно то, чем ты занимаешься и насколько отдаёшься этому делу.

 

- Можете подробнее рассказать о закулисье работы? Какой инвентарь используете? О какой части работы, может быть, даже не догадывается обыватель?

- Все проекты разные, и к каждому индивидуальный подход. Если это классическое граффити, то достаточно несколько баллонов с краской. Если это монументальная живопись, то тут уже в ход идут эмульсия, валики, кисти для большой пятновой заливки, все остальное прорабатывается баллоном.  Даже использовали огнетушители, заправленные краской, или сажу от автомобильных покрышек. В работу идёт все, что может оставить след на стене.

Конечно, в процессе работы используются подъемники.

- Да, нередко приходится работать на большой высоте и в ночное время суток. Как художники относятся к таким рискам?

- Как я уже говорил, в нашем сообществе люди оказывают друг другу колоссальную поддержку. Да, иногда приходится работать и с высоковольтными проводами, но мы привыкли соблюдать технику безопасности и всегда проявлять осознанность. Думаю, в связи со спецификой работы у многих коллег она проявляется даже вдвойне. Наша задача – сделать городскую среду лучше, комфортнее, чтобы люди чувствовали себя лучше. Я верю в силу искусства и усердную работу. Она объединяет и помогает всем нам в непростые времена.

- Какие планы есть сейчас у стрит-художников?

- Наша мастерская базируется на Атакенте. и для нас открываются большие возможности. Здесь много площадок, с которыми хочется поработать. Чем мы и занимаемся. Каждую неделю появляются новые работы. В планах превратить нашу площадку в один большой и живой арт-объект, постоянно обновляющийся и притягивающий новых, интересных людей.

Поверьте, вокруг много всего интересного - людей, явлений природы, необычных вещей, - стоит хотя бы пять минут пройтись по городу с широко открытыми глазами.