На прошлой неделе очередную бомбу взорвал депутат мажилиса Бакытжан Базарбек. Как следует из его спича на пленарном заседании палаты, «ситуация требует вмешательства правительства и Генеральной прокуратуры». Напомним, он командовал земельной комиссией «Жер Аманат» в Жамбылской, Павлодарской и Западно-Казахстанской областях. В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Суть гнева депутата: в Павлодарской области местная прокуратура потребовала от управления земельных ресурсов устранить все нарушения законов при выделении участков в тысячи гектаров. Всплыла несусветная дичь! 42 из 95 фермерских хозяйств созданы в границах формально не существующих населенных пунктов. То есть, фактически они есть. Но на картах чиновников их нет. Значит, формально там нет и земель для выращивания чего-либо и выпаса скота?
Выходит, сегодняшней карте страны верить нельзя? Разберемся?
Естественные вопросы: чем и кем управляли тогда чиновники в этих районах? Под что получали и на что тратили деньги из республиканского и местных бюджетов? Как отчитывались по итогам освоения?
Кстати, возвращенных гектаров в стране уже больше 10 миллионов.
И что это за земли сегодня? В каком состоянии?
Когда в середине 90-х начался процесс передачи земель в аренду и продажу новым латифундистам, мало кто из чиновников задумывался о последствиях. Кому? Сколько? Почем? Какие ожидаются результаты? Если в столице не думали, где потом искать ответы на эти вопросы, то в регионах и подавно. Теперь уже трудно найти крайних. А некоторых уже и не допросить – почему они не провели нужную работу, почему не вносили изменения в границы районов и угодий? Кто-то уже на пенсии, кто-то уже за ее пределами, и все эти «исполнители» уже вне рамок закона. У ответственности по закону тоже есть срок годности.
Еще одно важное замечание от г-на Базарбека. «С 2004 по 2018 год акимат Осакаровского района Карагандинской области предоставил в землепользование 10 участков земли, акимат Баянаула Павлодарской – 5 участков, которые пересеклись, что привело к судебным спорам».
«Ошибки» чиновников всегда дорого стоят. Для налогоплательщиков
Комментарий юриста Алексея Шмидта.
«Это все «отрыжка» 90-х, когда законы у нас писали с оглядкой на Америку, в которой никогда никакой приватизации не было. Там всегда была частная собственность. Но у нас почему-то начали слушать иностранных консультантов. И законы тогда писали на скорую руку. Я не исключаю, что здесь присутствует коррупционный момент. Но уже никто за это не ответит. Если, как говорит мажилисмен Базарбек, все эти разборки между областями обойдутся в миллионы и миллиарды тенге, то это ляжет на бюджеты областей. И, скорее всего, на бюджет страны. И виновных уже никогда накажут, даже если там была коррупция».
Комментарий экономиста Галыма Сейтжанова.
«Если изъятые земли не возделывали 10 и более лет, то возникает вопрос: в каком состоянии они находятся сейчас? Был ли какой-то аудит этих земель? Насколько их состояние отвечает стоимости? Если прежние хозяева довели эти земли до состояния деградации – они как-то должны ответить за это? Ну и местные власти, которые годами закрывали глаза на этот беспредел. Или сами принимали в этом участие? Если депутат Базарбек говорит, что «данные факты говорят о несистемной работе местных исполнительных органов и коррупционных схемах в акиматах», видимо, у него есть какие-то данные. У меня таких нет. Могу только предполагать».
Справка «Каравана»
Что сделал «Гипрозем» за это время? По словам г-на Темиржанова, «по итогам 2023 года оцифровано 145 млн га… Завершить полностью оцифровку планируется в 2025 году». Что включает в себя эта «оцифровка», во сколько она обошлась госбюджету – не сказано. Что именно даст – ни запятой.
Понятно же, что ни один фермер не возьмет «кота в мешке». Но «дарёному коню» в зубы не смотрят же? Редакция «Каравана» задавала вопросы разным министерствам по этой теме. Но исчерпывающих ответов не получила. Видимо, решение всех проблем отдали на откуп местным властям?
В конце декабря прошлого года на заседании комиссии по изъятию неиспользованных и выданных с нарушением земель было сказано, что «необходимо обеспечить оперативное и прозрачное выделение участков». И чуть дальше: «Кто ведет контроль за справедливым распределением земель новым пользователям?» – задал вопрос заместитель премьера Серик Жумангарин.
Похоже, кто-то опять марширует по любимым граблям?
Напомним. Выявлено около 600 незаконных решений акиматов о предоставлении земель сельхозназначения. В судах сотни исков. И не совсем понятно, в чью пользу они могут закончиться. Потому что тогда законы были другие. И они позволяли делать то, что сейчас запрещено. Но законы, как известно, обратной силы не имеют. И вот тут всплыла новая проблема.
Не сеял, не пас, а дом на угодьях построил на раз
Когда новые землевладельцы лет 20-25 назад стали хозяевами полей и пастбищ, то в их документах четко было указано, что эти гектары – исключительно сельхозназначения. Но потом как-то очень ожидаемо там появились жилые дома. Да, с «удобствами» во дворе. Ну и хозпостройки – сараи, бани, гаражи, куда ж без них. Если руки новых «кулаков» дошли только до этого, а не до работы на полях и пастбищах – «это прямое нарушение договора с государством», - считает юрист Алексей Шмидт. - «Если у этого гражданина изъяли невозделанные гектары, то и его постройки должны попасть под снос. И тут опять возникают вопросы, ответы на которые может дать только суд. Этот хозяин как-то узаконил свое новое жильё? Если местные власти не узаконили – они пошли на нарушение закона. Если узаконили – тоже пошли на нарушение. Потому что даже тогда нельзя было строить дома на землях сельхозназначения. Я не исключаю коррупцию и трайбализм. Но сейчас эта проблема может стать очень горячей. С одной стороны прямая вина местных госорганов, которые тогда не предвидели проблему и закрывали глаза на строительство, с другой – несовершенство законов в те годы. С третьей – возможно, у этих собственников сейчас единственное жилье. Повторяю: «ноги» этой проблемы растут из 90-х и начала «нулевых». Изъятие неиспользуемых земель – акция правильная. Но если там возведено жилье – это уже перерастает в социальную проблему. Но как юридически оформить сейчас эти незаконные постройки, про которые местные власти, конечно, знали, не совсем понимаю. Снести дом можно. И все будет по закону. Потому что его владелец сам когда-то нарушил закон. И местные власти на это глаза закрыли. Ну и с кого теперь этому «латифундисту» требовать компенсацию за его «риски»?
Кто не сеял, но снял «урожай»
По мнению независимых юристов и экономистов, «урожай» со всей этой программы сняли районные акимы, которым в свое время отдали на откуп такую урожайную «грядку». Ожидалось, что до 2025 года все невозделыемые земли вернутся в госсобственность страны. И дальше уйдут в руки фермеров, которые готовы производить продукцию и кормить ею страну.
Но вопросы, на которые нет ответов от министерств, все равно остаются.
Надеюсь, дождемся.
Справка «Каравана»
Сколько на этом выиграл госбюджет – информации нет.
И последняя ремарка юриста Алексея Шмидта.
«Совершенно очевидно, что по итогам этой акции парламенту придется модернизировать очень много законов. Я не вижу другого выхода из этой ситуации».