Из-за падения курса тенге цена на базарах Алматы выросла сразу на 500 тенге за кило. А некоторые магазины прямо объявили, что пока прекращают торговлю говядиной. В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
«Уважаемые покупатели! Сообщаем, что в нашем магазине до конца недели мясо будет временно отсутствовать. Причиной являются технические проблемы с поставками». Такое объявление сделал магазин EtMart в Алматы.
В других магазинах цена подскочила на 500-700 тенге за кило. Кто-то ищет новых поставщиков, так как прежние не хотят торговать по старым ценам. На базарах цена выросла с 2800 тенге в ноябре до 3300 тенге в середине января.
«Совсем скоро говядина станет для казахстанцев деликатесом, - уверен директор мясокомбината MB4 Азамат Шалмагамбетов, – рынок меняется. Но это закономерные изменения, которые будут нам только на пользу»
Казахстан никогда не закрывал все свои потребности в говядине. Часть мяса мы импортировали. Это в основном замороженное мясо из Южной Америки и говядина из стран ЕАЭС. Это мясо шло в основном на мясокомбинаты. Все крупные мясокомбинаты, колбасники, производители пельменей, работали на белорусской и украинской говядине. Мясо из России уходило на базары, в частности - на базары Астаны.
С другой стороны, крупные продовольственные рынки работают через доллар. Поэтому они реагируют на все валютные колебания. Обратите внимание, как оценивают рынок зерновики, мельники, птичники, производители растительных масел, фермеры, выращивающие овощи и цветы. Они всегда ориентируются на цены, выраженные в долларах и центах. Все потому, что часть своих затрат они также несут в валюте, так как Казахстан завязан на мировые рынки.
«Если закупаете импорт, то вы используете доллары. Значит, и импорт тоже подорожал. И эта цена подтянула цену казахстанского товара. Рынок работает очень быстро. Общество обычно недооценивает возможности предпринимателей. Возьмём самый простой пример: вы продаете штучный товар. Можете продавать его за 500 тенге, а можете за 530. Разница же есть. Эта разница и формирует ту прибыль, которая заставляет предпринимателей работать быстрее», - считает Азамат Шалмагамбетов.
Вопрос немного в другом: никто не спрогнозировал такое развитие ситуации, считает он. Рынок меняется очень быстро. Правительство пока не успевает за изменениями. Одна из причин этого: нет аналитических служб у того же минсельхоза. Поэтому нет подготовленных планов, как действовать в той или иной ситуации. Нет плана «А», плана «Б», какие есть инструменты, какие есть методы регулирования, что хотим получить, что в итоге можем получить.
Поднимется цена на говядину – за ней подрастет цена на курицу. Курица и говядина всегда стояли в некоем паритете: разница в цене была условно в тысячу тенге за кило. Значит, курица тоже подтянется в цене. Птицефабрики точно также часть своих затрат несут в долларах.
Первыми пострадают больницы. Минздрав уже заложил расходы на питание для их пациентов на год вперед. Поднять расходы на питание не позволит антикор. Поэтому больницы - уже неплательщики с начала года. Затем наступит очередь детских садов и школ. Им полегче, они должны были заключить аутсорсинговые договоры на питание. У них есть время. Но это ударит почти по каждой семье в стране, так как дети есть у всех. Затем пострадают тюрьмы, столовые при промышленных предприятиях. Здесь упадет качество питания.
Как на все это будут реагировать в минсельхозе? Скорее всего, привычными методами. Сначала будут открыты запасы продовольствия на складах СПК. Но это не позволит снизить цены, так как запасов немного, а период воспроизводства говядины - минимум три года. Поэтому вторым шагом, скорее всего, станет закрытие границ для вывоза мяса. Вот этого делать нельзя ни в коем случае, так как любые ограничения снижают привлекательность бизнеса.
Лучшим выходом из этой ситуации была бы продуманная аграрная реформа, чтобы крестьянам стало выгодно работать и двигать свой товар от поля до переработки. Снова сделать выгодным держать у себя скот и накачивать село кредитами.