Какие блюда считаются основой казахской кухни? Довольно разнообразные, но приготовленные из одних и тех же ингредиентов. Прежде всего это конина, баранина, молоко – кобылье и коровье, пшеничная мука, лук. Для плова нужны рис, морковь, специи.
Корреспондент медиапортала Caravan.kz рассказывает, почему мы можем лишиться привычных блюд уже совсем скоро.
Все дело в воде. Вернее, в ее отсутствии.
Ситуация на самом деле тяжелая – нам не хватает воды уже сейчас, фермеры регулярно жалуются на нехватку поливной, в некоторых регионах уже проблемы и с питьевой. Арал уже высох. Амударья - на подходе. Наши чиновники подписывают десятки документов, касающихся водного вопроса, с соседями, но реальной пользы от бумаг пока толком не видно. Узбекистан сам вынужден экономить, Кыргызстан тоже страдает.
Последствий будет много, так как вода – это буквально основа жизни. Потенциально нас ждут бешеный рост тарифов на воду, пересохшие реки и озера, исчезновение озеленения и общественных бассейнов в городах и селах, рыбакам придется отказаться от любимого занятия, Дмитрий Баландин останется единственным казахстанским пловцом, который выиграл золотую медаль на Олимпиаде. А еще в числе последствий можно назвать значительное изменение рациона казахстанцев.
Добровольно-принудительное вегетарианство
Посмотрим на цифры.
Водный след мяса сильно зависит от производственной системы, в которой получено мясо (пастбищное, смешанное или промышленное), состава корма и происхождения корма.
Согласно сайту waterfootprint.org, который публикует затраты воды на производство разных продуктов питания, чтобы получить 1 кг говядины, нужно в среднем 15 400 литров воды.
Это самое «водозатратное» мясо, остальные виды животных требуют меньше влаги. Поэтому коровы начнут исчезать первыми. Так что с мясом мы лишимся значительной части «натуральной» молочной продукции, на смену ей придут порошковые продукты, привезенные из-за рубежа. Чай с настоящим, не восстановленным, молоком для гостей станет признаком достатка. Для справки – чтобы дать 1 л молока, корова выпивает в среднем 940 л воды.
Далее приводим данные по количеству воды, необходимому для производства 1 кг мяса:
Курятина – 4 325 л;
Козлятина – 5 521 л;
Свинина – 5 990 л;
Баранина – 10 400 л.
Для конины отдельных исследований не проводилось, так как этот вид мяса непопулярен или даже напрямую запрещен (как в США) для употребления в пищу в странах, где ученые изучают данные вопросы. Но прикинуть можно все равно – лошади в Казахстане питаются примерно тем же, что и овцы, делят с ними пастбища и зимние корма. Воды в пересчете на килограммы они пьют примерно столько же. Например, на то, чтобы съесть 1 кг сухого корма, и овце и лошади понадобится выпить 2-3 л воды. То есть затраты воды на производство баранины и конины будут примерно сопоставимы. Поголовье сократится и в отарах, и в табунах, потому что сейчас, как в старину, откочевать на время джута не получится, все животные приписаны к конкретным хозяйствам, да и, по прогнозам, от засух будет страдать вся страна. Бежать будет некуда.
Перспективной может оказаться еще верблюжатина, но не факт, потому что это мясо отличается жесткостью, а варить его несколько часов в условиях дефицита воды вряд ли кто-то будет.
Государственные субсидии не бесконечны, не говоря уж о том, что приписок и коррупции в этой области немало. В общем, если ситуация с водой в ближайшие годы не изменится радикально, мясо в Казахстане станет дорогим, элитным продуктом с достаточно ограниченным спросом, и производить его будут соответственно – лишь некоторые хозяйства, а остальные сменят направление и перейдут на кур или растения.
Так что многие перейдут на курятину и козлятину, в регионах, где живет достаточное количество людей, которые согласны употреблять свинину, появятся новые свинофермы. Однако социально уязвимым слоям общества придется стать вегетарианцами и получать белок из яиц и фасоли, иногда курицы. Мясо самые бедные казахстанцы будут видеть разве что на картинках или по большим праздникам.
Еще одно последствие – варить и парить в целом станут заметно меньше, большинство блюд станут жарить или хотя бы тушить.
Таким образом, от столов «отвалятся» куырдак, бешбармак, казы, жая и другие привычные мясные продукты. Возможно, появится вариант бешбармака с курятиной. Назвать его можно «шожбармак», от слова «шөже», обозначающего цыпленка. В конце концов фишбармак - вариант с красной рыбой - пользовался в приморских областях большим успехом.
Плов, кстати, тоже станет редкостью, ведь производство 1 кг риса требует 1 670 л воды. Та же картошка обходится в разы дешевле – всего 290 л на кг., поэтому выбор фермеров в засушливых регионах будет очевиден.
Баурсаки и конфеты под угрозой
Пшеница в целом достаточно влагозатратна, что отражается на водном следе пшеничных изделий. Производство килограмма хлеба требует 1 608 л воды, килограмма макарон – 1 827 л. Так что все более популярными будут становиться экономные рецепты выпечки на воде и без яиц, а также из ржаной муки.
Шоколад будут дарить на праздники, как что-то очень ценное, потому что производство 1 кг этой сладости требует в среднем 17 тысяч литров воды. Добавим сюда нехватку сырья из-за неурожаев и подорожание какао в свете выросшей конкуренции кондитерских корпораций, и вуаля – шоколад становится экзотикой, а казахстанские женщины снова учатся варить детям леденцы из сахара. Свекольный сахар требует всего 132 л воды на кг продукта, так что с ним все будет в порядке, а мы найдем, чем подсластить чай.
Сам чай, кстати, тоже, должен остаться, хотя и требует около 8,5 тыс. л воды на килограмм черной заварки. Но на фоне кофе – 21 тыс. л на 1 кг обжаренных зерен – это выглядит еще терпимо.
В общем, если подвести итоги: экономическое чудо Дубая нам пока не светит, но их кухня - вполне. Впрочем, большинству достанется меню не из богатых туристических районов в центре, а с окраин, где живут люди, поколениями выживавшие в пустыне и привыкшие ценить воду на вес золота.