По мнению правительства, это подстегнет развитие не только нефтеперебатывающих заводов, но и всей экономики Казахстана, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
«Есть предложение отменить госрегулирование на бензин Аи-92 и дизтопливо летнее и межсезонное. Для этого предложено отменить 11 приказов по регулированию цен на бензин с 2015 года. Цены на А-95 и А-98 уже регулируются рынком, через спрос и предложение», - рассказал в интервью «Каравану» заместитель директора департамента производства и транспортировки ГСМ министерства энергетики РК Талгат Макуов.
У этого решения есть три основные причины.
Самое больное место – «серый» экспорт. На начало 2024 года запасы были больше 1 млн тонн бензина и дизтоплива. А на конец года - где-то 626 тысяч тонн. То есть запасы в течение года уменьшились больше чем на треть. При этом НПЗ Казахстана весь год работали и произвели на 4 % больше топлива, чем в позапрошлом году.
«Мы запросили у МВД информацию: неужели в Казахстане число автомобилей за год увеличилось на 40 %. Нет, предположения не подтвердили. Значит этот объём ушел по серым схемам за рубеж», - считает заместитель главы департамента.
Разница в ценах на бензин с соседями – Россией, Узбекистаном и Кыргызстаном - от 20 до 40 %. Этот ценовой разрыв позволил возникнуть рынку по вывозу топлива из страны. В Жамбылской области ежемесячное потребление бензина АИ-92 составляет 13 тысяч тонн, но на автозаправочные станции отгружается до 27 тысяч тонн. Итого 13-14 тысяч тонн, вероятно, уходит в Кыргызстан.
Вторая причина: надо расширять производство на НПЗ. Модернизацию наши заводы прошли, теперь надо увеличивать объёмы производства с 18 до 28 млн тонн переработанной нефти в год. Но инвестиции на предприятие не придут, пока инвестор не увидит источник возврата инвестиций.
Третья: отрасль должна увеличивать поступления в госбюджет за счет роста налоговой базы. Все такие проекты потянут за собой новые рабочие места, считают в министерстве.
В целом, за последние 30 лет мало было сделано для развития нефтехимии, уверен Талгат Макуов.
Решение отпустить цены исходит из Концепции развития нефтеперерабатывающей отрасли Казахстана до 2050 года, принятой в мае 2023 года. Согласно этой концепции у Казахстана есть все возможности для реализации шести главных целей: обеспечения внутреннего рынка собственными ГСМ, увеличения экспорта топлива, повышения уровня переработки нефти, развития нефтехимии и науки в целом, роста экономики и увеличения поступления налогов.
Но для этого сначала надо совершить рывок в объёмах переработки нефти. Например, есть показатель соотношения добычи и переработки нефти. Развитые страны стараются перерабатывать нефть у себя. Даже если они ничего не добывают.
Так, Япония добывает только 1 млн тонн нефти, но перерабатывает 160 млн тонн в год. Шесть (!) НПЗ Сингапура перерабатывают 72 млн тонн нефти в год, а сам этот город-государство считается крупнейшим нефтяным хабом в регионе.
Ближе всего по показателям к нам – Мексика. Эта страна добывает 97 млн тонн, а перерабатывает 76 млн тонн. И основная масса топлива уходит на экспорт. Казахстан добывает 90 млн тонн нефти, но перерабатывает только 18 млн тонн. Отсюда постоянный дефицит топлива в стране и регулярное перекрытие экспорта, чего быть как бы не должно.
Но министерство энергетики считает, что наиболее близким и ценным к Казахстану может оказаться опыт Саудовской Аравии и Канады. Последняя добывает 267 млн тонн, перерабатывает – 96 млн тонн.
Пока министерство не готово просто взять и отпустить цены. Поэтому оно готовится к первому этапу – первичной либерализации цен. Никто не знает, как это пройдет, но все знают, что это будет очень болезненно для всех. Для нефтекомпаний, для владельцев автомобилей, для экономики, так как цена на ГСМ заложена в цены всех товаров. Хлеб выращивают с помощью тракторов и комбайнов, которые работают на дизельном топливе, товары и людей в городах возят на бензиновых автомобилях, на железных дорогах работают тепловозы. Подорожают продукты питания, транспортные услуги, одежда и обувь.
Цены на ГСМ напрямую влияют на инфляцию. Поэтому, судя по словам Талгата Макуова, министерство энергетики пока не готово отпустить цены на волю. Видимо, будет сохранен некий механизм контроля, который не позволит разгонять ценник на АЗС.
«Мы считаем, что должен быть плавный, аккуратный и взвешенный подход», - сказал заместитель директора.
Сегодня средняя цена на бензин А-92 в Самаре составляет 53,4 рубля за литр. Примерно это и будет цена-ориентир. В тенге это будет 278 тенге.
В Алматы этот же бензин стоит 205 тенге за литр. Разница – 35 %. Это будет шоком для Казахстана.
Когда цены в Казахстане и России выровняются, эксперт отказался говорить.
«Мы сейчас очень хорошо взаимодействуем с коллегами из АРЗК и региональными штабами по ГСМ. Там работают и наши специалисты, и специалисты из региональных департаментов госдоходов», - пояснил он.
У финансовых аналитиков другое мнение, как надо развивать рынок нефтехимии.
«…либерализация регулируемых цен должна происходить не постепенно, а одномоментно. Прежде всего это связано с тем, что приток частных инвестиций в нефтяной и газовой отрасли страны будет ограничен без паритета внутренних и экспортных цен на сырую нефть и газ. Постепенное увеличение внутренних цен означает, что в этот период частные инвестиции будут оставаться нерентабельными, а из-за постепенного роста социального напряжения будет большая вероятность остановки поэтапной либерализации цен», - считает советник председателя правления инвестбанка «Халык-Финанс» Мурат Темирханов,
По его мнению, ключевой проблемой привлечения инвестиций в сектор остается требование государства для недропользователей обязательной продажи нефти на внутренний рынок по довольно низкой цене. Цена закупки сырой нефти на внутреннем рынке примерно на 55–70 % ниже экспортной. Так недропользователи субсидируют внутренние цены на топливо. Это сильно снижает инвестиционную привлекательность нефтегазовой отрасли страны.
«Мы считаем, что реформы по отмене государственного регулирования цен на нефтепродукты необходимо дополнить самой главной мерой – отменой требования государства для недропользователей об обязательной продаже нефти на внутренний рынок по низкой цене. Это позволит сделать нефтяную отрасль Казахстана привлекательной для инвестиций. …также позволит привлечь инвестиции не в экспорт сырой нефти и газа, а в экспорт нефтегазовых продуктов высокого передела», - уверен М. Темирханов.