Более 2,5 миллионов казахстанцев получают зарплату в конвертах: что не так с нашими налогами

Вроде немного, но это может спровоцировать возврат зарплат в конвертах. В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Сегодня, в 2024 году, налоговая нагрузка на фонд оплаты труда составляет 40 %, считает председатель Регионального совета палаты предпринимателей Алматы Максим Барышев. Всего работодатель платит за своего работника восемь различных налогов и платежей. Если считать и пенсионные взносы, которые работники воспринимают не как пенсионные отчисления, которые нельзя пощупать руками, а как еще один налог – деньги, которыми распоряжаются чиновники.

В итоге сама система налогообложения заработной платы в Казахстане еще и очень сложна для исчисления. Поэтому многие предприятия вынуждены нанимать еще одного бухгалтера, который занимается только заработной платой. Что, кстати, еще больше напрягает фонд оплаты труда.

Например, при зарплате в 250 000 тенге (эту сумму работник получит полностью, «чистыми») работодатель должен заплатить семь видов налогов и платежей.

Общая сумма налогов и социальных платежей с 250 000 тенге равна 98 885 тенге, что составляет около 40 %, считает Максим Барышев.

40 % - большая нагрузка на работодателя даже по общемировым нормам.

Но в 2025 году налоговая нагрузка увеличится еще на 2,5 %. Вырастут ставки по социальным отчислениям (с 2,5 до 5 %), соцналог (с 9,5 до 11 %), обязательные пенсионные выплаты работодателя (с 1,5 до 2,5 %). В общем, нагрузка на фонд оплаты труда вырастет с 14,5 до 18,5 %.

«Нагрузка на работодателя увеличивается на 2,5 % к 40 существующим процентам. Но корпоративный подоходный налог составляет 20 % от доходов минус расходы. Тогда некоторые предприниматели говорят: зачем мы будем платить 40 % в бюджет? Мы сотрудников возьмём на минимальную заработную плату, в пределах 100 тысяч тенге, все остальное будут платить сами работники после оплаты предприятием КПН. Так уже делают некоторые предприниматели, и они экономят на налогах. Это самый простой способ. Другие методы вывода денег, например, через ИП на ГПХ, уже не работают, так как налоговые службы видят все сделки с такими ИП. Поэтому лучше нанимать людей в штат. 2,5 % — это очень большой рост налогов. Чтобы не допустить этого (роста теневого рынка – «Караван»), мы официально обратились к президенту страны с просьбой отложить повышение налоговых ставок на фонд оплаты труда», - рассказал М. Барышев на одном из вебинаров компании «Учет.kz».

«Около 2,5 млн работников получают зарплату в конвертах. По итогам следующего года нагрузка вырастет еще на 2,5 %, и число конвертов вырастет, - рассказал на этом же вебинаре заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов. - Мы против этого. Мы за то, что эту нагрузку надо снижать. Надо работать над издержками. Первое, что приходит в голову – оптимизация расходов государства».

«Мы считаем, что это будет чрезмерная нагрузка на бизнес. Надо вводить единые комплексные социальные отчисления в районе 20 %, не надо усугублять ситуацию. Это будет вынуждать и бизнес, и людей уходить в тень по получению зарплаты. Поэтому государству надо найти иные механизмы по решению данных вопросов», - сказал представитель НПП.

 «По причине поэтапного введения ОПВР и увеличения ставок социальных отчислений ставка единого платежа меняется ежегодно. При этом доля ИПН в едином платеже к объекту обложения является постоянной. В связи с этим считаем необходимым поднять вопрос пересмотра долей социальных платежей. Таким образом, для получения разъяснений по данному вопросу необходимо обратиться в министерства здравоохранения, труда и социальной защиты населения», - говорится в ответе министерства национальной экономики в адрес НПП «Атамекен».

«В соответствии с Положением о министерстве национальной экономики РК (Постановление правительства РК № 1011 от 24 сентября 2014 года) уполномоченным органом по вопросам налоговой политики является министерство национальной экономики», - говорится в ответе министерства здравоохранения.

«…внедрение в 2005 году обязательного социального страхования не привело к фискальной нагрузке на бизнес. Расходами с 2025 года непосредственно работодателя (начисления на фонд оплаты труда (ФОТ)) являются: социальный налог - 11 %, отчисления в Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) – 3 %, обязательные пенсионные взносы работодателя в ЕНПФ - 2,5 %.

С дохода работника с 2025 года (начисленной заработной платы) удерживаются: обязательные пенсионные взносы (ОПВ) – 10 %, индивидуальный подоходный налог (ИПН) – 10 %, взносы работников в ФСМС – 2 %. Следовательно, непосредственная нагрузка на ФОТ в виде расходов работодателя составляет 16,5 % (11 % + 3 %+2,5 %).

В свою очередь нагрузка 22 % (ОПВ + ИПН + взносы в ФСМС) представляет собой часть стоимости рабочей силы, как одна из составных частей начисленной заработной платы. Таким образом, основное бремя нагрузки социальных платежей несет не работодатель, а непосредственно – работник.

В международной практике взносы на социальное страхование не признаются налоговой нагрузкой, а считаются отложенной заработной платой, которая возвращается населению в виде социальных выплат при наступлении социальных рисков. В этой связи непосредственная нагрузка на ФОТ для работодателей в виде социальных платежей находится на приемлемом уровне.

Учитывая, что формирование налоговой политики и разработка проекта нового Налогового кодекса входит в компетенцию министерства национальной экономики РК, рекомендуем направить предложения по снижению налоговой нагрузки на работодателей непосредственно в данный государственный орган», - говорится в ответе министерства здравоохранения.