В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Теперь за несоблюдение знаков или разметки надо будет отдать 11 796 тенге (или 3 МРП), за непристёгнутый ремень - 19 660 тенге (5 МРП), за превышение скорости на 20-40 км/час — 39 тысяч (10 МРП).
Есть штрафы и за другие проступки, на которые стали больше обращать внимание в полиции: мат и оскорбления, выброшенный в неположенном месте мусор, осквернение зданий, курение в неположенном месте. Это спровоцировало волну возмущений у казахстанцев. Главной целью роста ставок по штрафам они считают наполнение бюджета страны. Так ли это?
Деньги любят счет
Все виды штрафов и санкций дали в бюджет Казахстана 203 млрд тенге. Много это или мало? Доходная часть бюджета страны за весь 2024 год составила 20,2 трлн тенге. В течение года закон о бюджете меняли, но порядок цифр остался.
Большую часть дохода составили налоги – почти 16 трлн тенге.
Еще 361 млрд тенге должны были дать неналоговые поступления.
Все штрафы и пени, наложенные полицией на автовладельцев за январь-ноябрь 2024 года, принесли в бюджет только 121 млрд тенге. Это указано в строке 204106 отчета КГД по собранным платежам в бюджет. В принципе, это совсем немного. Меньше процента от всех налогов.
Это сравнимо с общим сбором по налогу на транспортные средства (95 млрд тенге) или с акцизом на алкоголь, произведенным на территории Казахстана (106 млрд тенге). И тут возникают другие вопросы: почему так мало поступает налогов от владельцев транспорта и почему так катастрофически мало поступает акцизов с алкоголя? Но вернемся к штрафам.
Тут важен сам принцип - деньги любят счет. Поэтому должны прогнозироваться все деньги, которые поступают в бюджет страны. И штрафы в том числе. В пункте 2.04.01 Закона о бюджете РК на 2024-2026 гг. так прямо и указано: "Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями – поступит 869 млн тенге".
За дело взялись финансисты и, продолжая эту логику, они утвердили правило: эти деньги не только должны поступить в бюджет, но и будет назначен ответственный человек, который должен отвечать за поступление этих денег. И с каждым годом, исходя из принципа плана, эта сумма будет расти. Значит, будет расти и ставка по штрафам.
Рост ставки обеспечен другим принципом: ставки штрафов в РК определяются исходя из МРП.
В 2014 году МРП составлял 1852 тенге.
В 2018 году – 2405 тенге.
В 2024 году – 3692 тенге
В 2025 году – 3933 тенге.
В итоге это привело к тому, что штрафы в Казахстане растут каждый год. За 10 лет штрафы тоже выросли в два раза. При том, что заработная плата большинства из нас растет медленнее, чем МРП.
Из-за постоянного роста МРП штрафы в Казахстане оказались одними из самых высоких среди стран СНГ. Это и вызывает недовольство населения.
*По данным госорганов соответствующих государств
Видно, что размер штрафов в Казахстане ближе к богатой Франции, чем примерно такой же по уровню доходов населения России.
Кто устанавливает штрафы?
В других странах штрафы устанавливают иначе. Чаще всего их устанавливают по номиналу решением парламента по представлению МВД. Это вызывает бурные эмоции у населения и часто становится одним из факторов в политической борьбе.
Например, во Франции по итогам 2023 года удалось собрать с нарушителей ПДД рекордные €2 млрд. Такой прирост связывают с увеличением количества дорожных камер в стране. Поэтому попытка ужесточить наказание за нарушение правил привел в 2024 году к конфликту с влиятельным Союзом автомобилистов.
В Кыргызстане размеры штрафов были увеличены после принятия в Жогорку Кенеш закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере безопасности дорожного движения» в 2023 году.
В России закон о повышении штрафов за ряд нарушений ПДД, как нормальный документ, прошел три чтения в Госдуме, после чего был одобрен Советом федерации и передан на подпись президенту.
За рекой, в тени деревьев
Использование денег, полученных со штрафов, также принято объяснять. В России эти деньги поступают в региональные бюджеты на ремонт дорог, их освещение, финансирование программы повышения безопасности дорожного движения.
В Казахстане все эти деньги растворяются в бюджете. Пусть даже в бюджетах регионов, но куда их используют – не видно. Поэтому можно придумывать все что угодно. Ни подтвердить, ни опровергнуть эти слухи нельзя.
Кстати, президент Кыргызстана Садыр Жапаров, после повышения штрафов даже был вынужден оправдываться.
«Говорят, что Акылбек Жапаров (глава кабмина) хочет пополнить бюджет, поэтому повысили. От выплаты штрафов бюджет не пополнится — это капля в море. Казна пополняется за счет налоговых и таможенных поступлений», - сказал в интервью информагентству «Кабар».
Недоверие к государственным органам – общая проблема во многих странах. И оно будет расти с ростом инфляции, безработицы, падением курса валюты. Поэтому прежде всего может быть, стоит отказаться от использования МРП для расчета штрафов? Эта расчетная единица была придумана для определения доходов населения, а не для расчета расходов. Тогда суммы штрафов будут более адекватными по отношению к доходам простых людей.
Также надо установить прозрачную систему использования средств, полученных от налогов и штрафов от автовладельцев. По расчетам «Казавтожол», для нормального содержания автодорог Казахстана надо больше 500 млрд тенге. Около 100 млрд государство получает через налог на транспортные средства. Около 130 – в виде штрафов за нарушения ПДД. Половина средств уже есть. Нельзя, чтобы деньги уходили на другие цели. Это можно сделать, используя цифровой тенге. А за их кражу или нецелевое расходование будут бить по рукам. Если люди увидят это, то никто не скажет, что штрафы растут из-за дыр в бюджете.