Поэтому Астана сначала забирает все налоги в бюджет, а потом распределяет деньги по областям и городам. Но сколько это в деньгах? И сколько реально платят налоги жители разных регионов? Об этом в инфографике «Каравана».
Видно, что две трети (67 %) бюджета дали только четыре вида налогов: корпоративный подоходный налог, налоги на международную торговлю, налоги на собственность и индивидуальный подоходный налог. Иначе говоря, экономика Казахстана все больше зависит от внутреннего рынка: это мы, простые люди, оплачиваем половину бюджета страны.
Добыча нефти приносит прибыль стране. Но пример Мангыстау прямо бросается в глаза. Когда-то эта область была крупнейшим донором для бюджета. Теперь она превратилась в реципиента и без помощи Астаны не выживет. Месторождения уже истощаются, нефти добывают все меньше. А людей, которые хотят жить хорошо, становится все больше. Это то, что будет со страной, если мы не будем развивать внутреннее производство.
Перерабатывающая промышленность в Казахстане растет очень медленно. Это видно по размеру налогов, которые платят работники в разных регионах. Даже добывающие регионы – Актобе, Караганда и Кызылорда – не дотягивают до уровня трех гигантов – Алматы, Астаны и Атырау.
Та же Костанайская область, вроде бы ровня по всем показателям благодаря развитию автомпрома, как оказалось, дает налогов меньше среднего.
Минфин рискует не добрать налогов в 2024 году: от каких "если" зависит уровень жизни в Казахстане
Бросаются в глаза гиганты по населению и карлики по экономике: Шымкент, Жамбылская и Алматинская области. Цифры говорят, что их акиматы попросту не справляются с работой.