Во-первых, согласно экспертным данным компании Еnergyprom, по итогам марта текущего года цены на сахар-песок выросли сразу на 3,2 процента за месяц, что является, по мнению специалистов, самым высоким показателем с июля 2022 года. Тогда как в марте того же года скачок цен на сахар наблюдался сразу на 34,3 процента.
Во-вторых, производство сахара в Казахстане сократилось сразу в четыре раза. Иными словами, производство тростникового или свекловичного сахара-сырца, или рафинированного сахара за январь-февраль 2024 года составило всего 15,5 тысячи тонн — сразу в четыре раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Если же сравнивать с январем-февралем 2022 года, то есть периодом перед сахарным кризисом, то объем сладкого производства сократился еще больше – на 40,3 процента.
— В январе отечественные сахарные заводы произвели шесть тысяч тонн сахара — сразу в 5,4 раза меньше, чем за январь 2023 года. Импорт за тот же период сократился лишь на 23,3 процента, что увеличило его долю с 49,2 до 80,2 процента. Экспорт и реэкспорт в январе 2024 года составили 10,5 тысячи тонн, а реализация на внутреннем рынке за год уменьшилась в 3,2 раза, составив 19,8 тысячи тонн, — отметили специалисты компании.
Добавив, что средняя розничная цена одного килограмма сахара-песка при этом снизилась с 458 тенге в феврале 2023 года до 391 тенге в феврале нынешнего года.
— Впрочем, она все еще значительно выше, чем в феврале 2022 года, когда сахар-песок в среднем по Казахстану стоил 296 тенге за один килограмм, — подчеркнули в Еnergyprom.
Однако все эти расчеты, по мнению ОЮЛ «Казахстанская ассоциация сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности», не раскрывают всей подоплеки, в том числе и ценовой, что сложилась сегодня на сахарном рынке республики.
— Происходящее в сахарной отрасли сегодня – не вина заводов. Если говорить о свекловичном сырье, то, перерабатывая его, заводы работают 100 дней. А перерабатывая сырец, могут работать круглогодично. Но в нынешнем году перерабатывающий сектор пока еще не приступал к работе. Правда, в планах одного из заводов есть – уже везет сырец, это Таразский сахарный завод, — что если все будет благополучно, то в мае запустится и начнет переработку сырца для производства сахара. Потребителям беспокоиться не стоит: во-первых, в магазинах дефицита сахара нет. Второй момент — с начала года из Российской Федерации в республику «серым» импортом зашло 150 тысяч тонн сахара. Которые, скорее всего, осели где-то на складах, и те, кто их завез, ждут подходящего момента, когда цена на сахар будет меняться и они «выкинут» этот сахар на рынок. Коснется ли это удорожания продукта – неизвестно, так как все будет зависеть от рынка, — пояснила Caravan.kz
президент ОЮЛ «Казахстанская ассоциация сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности» Айжан Наурзгалиева.
При этом напомним, что Россия планирует ввести запрет не только на ввоз в третьи страны, но и на определенные квоты в страны ЕАЭС. В прошлом году тоже был большой поток российского сахара, и казахстанские заводы не могли реализовать свою сахарную продукцию, которую они произвели из тростника, закупленного на средства СПК.
На вопрос, что может случиться с ценами на сахар и продукты, его содержащие, однозначного ответа, по мнению Наурзгалиевой, сегодня пока нет.
— Тот же сырец является биржевым товаром, и, соответственно, его цена определяется Нью-Йоркской товарной биржей. Тогда как цена на белый сахар формируется на Лондонской бирже, — заключила эксперт.
Однако есть еще пара-тройка вариантов: например, сахар, произведенный в Казахстане из свекловичного сырья, будет иметь определенную себестоимость.
Или тот же российский сахар, который «в РФ закупают за 350, в республике реализуют за 420 тенге».
Но главное – не следует забывать о пресловутой посреднической схеме, или даже дилерских поставках, означающих возможный неприятный сюрприз в виде очередного повышения цен в сахарном секторе.
Астана