У экономических экспертов свое мнение на этот счет, и оно точно не совпадает с названными цифрами, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
По мнению экономического аналитика-эксперта Марата Абдурахманова, «по структуре валового потребления продуктов Казахстан находится в числе бедных стран мира и, чтобы это исправить, нужны институциональные реформы».
"По статистике в РК официально 2,5 миллиона самозанятых и индивидуальных предпринимателей, предельные доходы которых по данным КГД, исходя из расчета налогов, составляют шесть триллионов тенге.
В Казахстане же официально наемных граждан, которые работают, около трех миллионов с доходами около четырех миллионов тенге. Это, подчеркну, официальные данные статистики. Так вот, из этих 10 триллионов, по мнению официальной статистики, народ потребляет, в основном, хлеб. Потому что у нас внутреннее потребление – НПП «Атамекен» дает цифру – около пяти триллионов тенге в год идет на хлебобулочные и изделия из муки. Если же брать общий анализ, с учетом всего импорта, то общая совокупность покупательского спроса – 40-45 триллионов тенге, из которых импорт составляет от 30 до 35 триллионов тенге в год. Это огромная сумма. Сюда же входит и внутреннее потребление рынка электроэнергии, которое достигает порядка шести триллионов тенге. Так вот, по факту, из этих 45 триллионов в Казахстане 25 триллионов тенге приходится на продовольствие, которое потребляется внутри страны всеми 20 миллионами граждан, из которых 10 миллионов – работоспособные, два миллиона – пенсионеры, остальные – несовершеннолетние. И вот из этих 10 миллионов человек Бюро статистики называет три миллиона наемных рабочих и сотрудников, 2,5 миллиона – самозанятых, но где остальные 4,5 миллиона граждан, чем они занимаются – информации нет нигде. Я полагаю, что по факту это те, кто занимается частным извозом, торгует машинами на базаре, пасет скот в аулах и т.п. То есть, это наши граждане, у которых низкие доходы", — сообщил эксперт.
Кстати, коэффициент жизни в Казахстане, по данным Всемирного банка составляет от шести о восьми. А это значит то, что на восемь бедных приходится только один – тот, кто относительно сводит концы с концами.
Поэтому в стране 162 особо богатых гражданина, примерно 30 процентов – те, кто живет чуть выше черты бедности, а все остальные – это те, что живут ниже пресловутой черты. Такова казахстанская действительность. И когда говорят, что у нас 56-58 процентов людей тратят более 50 процентов своих денег на еду, то имеются ввиду те, кто фактически живет ниже черты бедности.
Таким образом, проще говоря, портал Ranking.kz заявляет о том, что у нас есть бедные люди, но их не так много. Таков их основной посыл.
Однако общий рынок, составляющий 45 триллионов тенге – в нем больше половины продуктов питания. При этом рынки, там, где продукты питания занимают больше 50 процентов, в мире считаются бедными. Это рынки бедных стран. И хотя данный факт хотят переиграть в другую сторону, такова правда жизни.
Вернемся к вышеназванным 10 триллионам тенге, плюс, семь триллионов, официально идущих из бюджета на пенсии, пособия и т.п. А также плюс некие скрытые доходы, из-за которых, собственно, и вводится
всеобщее декларирование. То есть, власть хочет увидеть, откуда берется 20 с лишним триллионов тенге, потому как они по цифре больше, чем это показывают данные официальной статистики.
"А все просто: на самом деле из этих денег львиная часть – порядка 19 триллионов, принадлежит богатым людям, которые эти деньги кладут в банки на депозиты. В качестве подтверждения – в прошлом году прирост депозитной базы в Казахстане составил восемь триллионов тенге.
В противовес скажу, что если бы в нашей республике налогообложение было как в США или в Великобритании, где не сказать, что оно «легкое», или в той же Швеции, то таких проблем, перед которыми стоят казахстанцы сегодня, просто не было бы. Потому что в этих странах есть необлагаемый налогами доход. Более того, там все налоговые отчисления выплачиваются после расходов, а не до них, как в Казахстане. Поэтому здесь не выгодно платить «белую» заработную плату. Мне могут возразить, что в Германии точно такой же принцип начисления, как у нас, но! Там есть неприкосновенные 1260 евро, которые должны идти на продукты питания и аренду квартиры. В Казахстане о таком даже не слышали. Есть только прожиточный минимум, который идет в зачет при начислении подоходного налога, и который составляет всего лишь 29 тысяч тенге. Разве можно сравнить эти две выплаты?" — задаётся вопросом Абдурахманов.
Почему казахстанские бизнесмены не хотят платить налоги
Он считает, что в Казахстане при расчетной методике заложено несколько концептуальных ошибок.
"Во-первых, не был заложен коэффициент состава семьи, соответственно, исходя из этого, высчитываются неправильно все социальные стандарты. И, хотя сейчас вступил в силу приказ о новой методике исчисления минимальной зарплаты, в соответствии с которым в республике она достигнет 216 тысяч тенге, методика исчисления индивидуального подоходного налога осталась прежней. То есть, те, кто сегодня принимает новых сотрудников на работу, будут платить бОльший налог. И это очень опасная ситуация, потому что предприниматели не станут никого оформлять официально, а напротив, больше уйдут в «тень», выплачивая зарплату только в конвертах. Мы уже это проходили в 90-х годах. И бедные казахстанцы станут еще беднее. Но и здесь нюансы таковы, что якобы социальный блок не ведает того, что делают фискальные органы. Однако я в это не верю, как и в те реформы, которые саботируют поручения президента государственными органами, вместо того, чтобы исполнить их так, как он сказал", — подчеркнул аналитик в эксклюзивном комментарии Caravan.kz
Астана