Знали все заранее: акиматы отчитались о готовности к паводкам и не справились - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Знали все заранее: акиматы отчитались о готовности к паводкам и не справились

Знали все заранее: акиматы отчитались о готовности к паводкам и не справились

Паводки 2024 кого-то должны вывести на чистую воду

  • 2 Апреля
  • 8262
Фото - Caravan.kz

«Бомбы» опять падают в одни и те же «воронки». В начале года "Казгидромет" предупреждал, что рекордное количество выпавшего снега, а также повышение температуры в конце марта вызовут масштабные паводки. И даже перечислил области, где ждать наводнений. Местные власти отреагировали: мы готовы!

Оказалось, не все. Корреспондент медиапортала Caravan.kz попробовал разобраться – почему? Опять детектив?

Хронология наступления большой воды

Резкое потепление выпало на Наурыз. Уже 22 марта в некоторых областях начались первые подтопления. Именно там, где специалисты предупреждали. 23-го начало топить и на востоке, и на западе республики. 25-го – это были уже не «точки», а территории.

27-го марта в правительстве поняли: началось наступлении стихии. Местные власти прозевали. Но отчеты о превентивных мерах они сдавали регулярно.

Отмотаем пленку назад. 20 февраля в правительстве обсуждали все возможные варианты «поведения» паводков. О том, что страна готова к ним, докладывали и министр по чрезвычайным ситуациям Чингис Аринов, и министр водных ресурсов Нуржан Нуржигитов, и министр экологии Ерлан Нысанбаев, и министр транспорта Марат Карабаев. По их словам выходило, что все госорганы на уже «низком старте».

Но премьер-министр Олжас Бектенов на заседании правительства привел пару убийственных фактов.

Первый. О скверной реализации противопаводковых мер. «Из 218 мероприятий 92 не исполнены до сих пор. Такой подход неприемлем. Поручаю министру по ЧС внести предложения об ответственности должностных лиц центральных и местных госорганов, допустивших невыполнение запланированных мероприятий».

Там была еще реплика: мол, деньги на вывоз снега выделяют только в больших городах. Ну, тут понятно: в райцентрах и селах на это бюджетов не хватает.

Ставим отметку: сказано это в конце февраля.

Второй факт. Цитирую премьера: «За последние три года, несмотря на превентивные меры, ежегодно подтопляются населенные пункты Акмолинской, Павлодарской, Костанайской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областей… С 2017-го каждые три года там утверждали дорожные карты. Их реализация показала свою эффективность частично. Большая часть мероприятий не выполнялась и переносилась в следующую дорожную карту. Причина – отсутствие должного финансирования».

Ставим вторую отметку. Она очень важная.

27 марта в семи регионах создано 12 региональных штабов. Ситуация осложняется. Даже армейская авиация подключается: к эвакуации граждан с крыш затопленных домов. Спасают не только людей. Скот с рогами и даже кур с гусями. Вертолетами!

А вода наступает уже в 12 областях. Коллега из Уральска: «Сергей, у меня больше нет дачи. Участок смыло к чертовой матери. Мокрая пустыня».

Вода все спишет?

Депутат мажилиса Сергей Пономарев в пятницу вылетел в Западно-Казахстанскую область, чтобы на месте разобраться, как местные власти подготовились к наводнению. Что там реально сделали, чтобы помочь людям: подготовили катера и лодки для эвакуации? Теплые вещи, продукты питания, мотопомпы? Да, сезон экстремальный.

— Сергей, в этом году к «разбору полетов» подключилась Генеральная прокуратура по поводу паводков. Не случайно же? Потерпевших уже десятки тысяч человек.

— Если даже акимат Уральска подтопило, то это или просто халатность или что-то другое? Я сейчас там в командировке. Пытаюсь разобраться.

Почему в Казахстане произошли самые масштабные паводки за последние годы

— Вам не кажется, что жители некоторых населенных пунктов как-то поверхностно отнеслись к надвигающейся стихии? Власти предупреждали с середины февраля. А когда беда пришла на порог – люди стали требовать спасать не только себя, но и машины, и скот, и птицу. Это же сумасшедшие деньги из государственного и местных бюджетов.

— Такая проблема есть. Тяжелая. Да, предупреждали. Надо думать, как ее решать. У регионов не хватает денег. Надо понять, по чьей вине. Вода уйдет – проблемы останутся. У многих граждан жилье было незастрахованным. Люди верили местным властям. Я сейчас не очень понимаю, какие суммы придется выплачивать пострадавшим. Там долго считать…

— Считать что? Убытки граждан? Убытки бюджета страны?

— У местных органов много лет одни и те же проблемы: вода, канализация, связь, электроэнергия, дороги, выпас скота – уже много лет. Засухи и наводнения – почти регулярные. Денег своих нет. Астана дает мало. Говоря юридическим языком, в регионах сейчас много нарушений закона. Но власти закрывают на это глаза. Потому что понимают: иначе сельхозпроизводителям не выжить.

Кто не сгорел, тот утонет

29 марта премьер Олжас Бектенов признал, что «это самые масштабные паводки за последние годы». И добавил, что «будет проведена предметная проверка с целью выявить возможные факты халатного отношения отдельных  должностных лиц к выполнению своих служебных обязанностей».

Опоздал!

30 марта президент Токаев объявил строгие выговоры членам правительства за допущенные косяки по противопадковых мерах. И отметил, что «отсутствует координация между правительством и местными органами». Попутно объявил строгие выговоры и предупреждение о неполном служебном соответствии ряду акимов.

Комментарий юриста Алексея Шмидта:

«Формально верно. Но юридически эти дикции в Казахстане плохо оформлены. Фактически акиматы подчиняются правительству. Формально – Ак орде. Деньги дает правительство. Тут сложная схема – кому, сколько и куда. Отвечать придется акимам. Я им не завидую»…

Прорывы подскажут, как решать проблемы?

30 марта в Алматинской области прорвало Ворошиловское водохранилище. Вода, если верить официальным источникам, уходит в русла местных рек.

30 марта прорвало Щербаковскую плотину в Актюбинской области. В обоих случаях людей успели эвакуировать. Под угрозой в День смеха было еще полтора десятка плотин страны.

Спрашиваю у депутата мажилиса Пономарева: неужели такую ситуацию вы не предвидели? Не первый же случай? Эксперты же говорили, что мы всегда тратим в десятки и сотни раз больше на ликвидацию последствий, чем на предотвращение стихийных бедствий. Кто-то считал?

«Я уже написал депутатский запрос премьер-министру. Коррупция на местах – она просто поражает».

P.S. Создан штаб, который будет рулить паводком. Командир – премьер-министр Олжас Бектенов. Заместитель – его Канат Бозумбаев. Ему не привыкать. Уже был как-то раз вице-премьером.