Корреспондент Caravan.kz изучила исторические факты, связанные с селом Байкент.
Подтопления, произошедшие недавно в Алматинской области, заставили покопаться в прошлом, чтобы выяснить возраст Ворошиловского гидротехнического сооружения, так сказать, источника «большой воды». Для начала напомним, что 30 марта текущего года произошел прорыв плотины Ворошиловского водохранилища. В целях безопасности из поселка Байкент эвакуировали 28 человек, на дорогах близ поселка ограничили движение. А со вчерашнего дня местные жители выкладывают видео, как после прорыва дамбы алматинцы приехали собирать рыбу, которую выбросило на берег.
Название Байкент поселок приобрел только в 2023-м, ранее он назывался Чапаево и входил в Чапаевский сельский округ. Организатор музея села Светлана Савенкова на своей страничке в соцсетях еще пять лет назад описала историю его создания:
«Трудно сказать, как назывался наш поселок в прошлом. По рассказам старожилов, жили здесь казахи-скотоводы из рода сары уйсын. Здесь была их зимняя стоянка. Принадлежала она хану Идрису. Место для поселения было выбрано неспроста, рядом били ключи, вытекая, образовывали ручей, который впадал в речку Каскеленку. Был водопой для скота. Здесь были построены глинобитные избушки с небольшими окнами и дверями, плоскими мазаными крышами, изб было немного, находились они на улице Ленина. А называли поселение, со слов старожилов, до 1929 года Кара ун.
Во время образования колхоза все семьи рода вошли в состав колхоза Ворошиловского округа, который объединял земли теперешних поселков Косозен, Шелекемир, Комсомол, КазЦИК и Караой. Администрация округа находилась в Шелекемире. В районе, где сейчас находятся Караой, Чапаево и Косозен, росли высокие камыши. Места были болотистые. Дорога проходила среди плотно стоящих камышей. Ездили по этой дороге на телегах, да верхом на лошадях. В народе говорили, что, может, даже барсы здесь водились. Поэтому эти места называли Жолбарыс – тропа барса. Основным занятием жителей еще оставалось скотоводство, но начинали уже выращивать свеклу, клевер, зерновые культуры. В 1929 году наш поселок был назван в честь легендарного комдива В.И. Чапаева селом Чапаево. В 1939 г. в село приехало 12 русских семей, приезжими были построены ещё несколько саманных изб. Перед Великой Отечественной войной посевные площади расширили. Работать приходилось в очень тяжелых условиях. Все работы выполнялись в основном вручную. Пахали на быках. Их было 12 пар», — пишет она.
При этом ни о дамбе, ни о Ворошиловском водохранилище или озерах историк не упоминала. Светлана Иосифовна в основном описывала, как трудно было выживать сельчанам во время войны, как спасали урожай зерновых, который померз на корню в 1943 году. Она также написала о том, что в 40-х годах урожай свеклы доходил до 700 центнеров с гектара.
Скорее всего, свеклу выращивали и сдавали на переработку в Боралдай (Бурундай). В 1942 году в посёлок Боралдай Алматинской области (изначально станция Самсоновская) были эвакуированы 2 сахарных завода из Украины. О том, как образовалась сахарная отрасль Казахстана, еще в 2015 году рассказал кандидат технических наук Нурлан Даутканов. Кстати, Боралдай находится всего в 16 км от поселка Байкент (Чапаево).
После войны начали расширять посевные площади под огородные культуры. Начали строить свиноферму, молочно-товарную ферму, птицеферму. В 1954-1955 годах началось освоение целинных и залежных земель. Образовался зерновой совхоз Илийский, и село Чапаево стало отделением совхоза. Все эти поля и огороды нужно было как-то поливать. Вероятнее всего, Ворошиловское водохранилище образовались в 40-50 годах, уже при советском режиме, а не в 1910-м, как писали некоторые СМИ. В любом случае, ему более 70 лет.
В 2017-м водохранилище было передано в доверительное управление на 49 лет. Какие работы проводились по укреплению дамбы, неизвестно. Только она чуть не стала настоящим бедствием для байкентовцев. И это не единственное гидротехническое укрепление в Казахстане, которое нужно реконструировать. Последнюю неделю в разных частях страны наблюдаются паводки. Затронули они целый ряд областей, в том числе Актюбинскую, Западно-Казахстанскую, Костанайскую и Акмолинскую.
Недавно эколог-эксперт общественной палаты Мажилиса парламента РК Айжан Скакова сообщила, что фактически износ водохозяйственных объектов в стране превышает 60 %. Гидротехнические сооружения нуждаются в срочном ремонте. Причем в Казахстане до сих пор нет отдельного закона об их безопасности.