На декабрь 2023-го дефицит составил почти 13 тысяч специалистов. Это и врачи, и средний медперсонал. Нехватка касается всех отраслей медицины, от терапевтов до детских пульмонологов. Более того, квалифицированные врачи продолжают уезжать из Казахстана. Только в 2022 году эмигрировали 672 медика. Мигранты, которые приезжают в Казахстан, не компенсируют отток. В этом вопросе разобралась корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Минздрав пытается решить проблему. Для медиков вводят премии, подъемные, гранты, конкурсы и прочие льготы. Однако ситуация не улучшается. Наоборот, в последние годы увеличивается число сообщений о нападениях на сотрудников здравоохранения – фельдшеров и водителей скорой помощи, работников больниц. Проблема приобрела такой масштаб, что Минздрав предложил внести в Уголовный кодекс поправки, призванные защитить медработников.
Меры предпринимаются, но исправление ситуации в любом случае займет годы, а люди болеют здесь и сейчас, они платят отчисления в рамках ОСМС и ждут помощи.
Ситуация с раком в Казахстане
По итогам 2023 года на онкоучете состоят 218 тысяч казахстанцев, умерло от онкологии более 12 тысяч человек, ежегодно в Казахстане около 40 тысяч человек заболевают раком. Самыми распространенными видами рака в Казахстане являются рак молочной железы, легкого, желудка, шейки матки, колоректальный рак.
Всемирная организация здоровья прогнозирует, что число больных будет только расти. Казахстан в зоне риска по многим факторам, в том числе потому, что у нас широко распространено курение традиционных табачных изделий. Плохая экологическая обстановка не добавляет очков в борьбе. От рака умирает каждый десятый казахстанец.
Минздрав пытается что-то делать и регулярно устраивает бесплатные осмотры для всех желающих, но далеко не все казахстанцы приходят на эти мероприятия. И даже если все же доходят до медиков с жалобами, диагностика зачастую занимает много времени, критического в случаях рака. Нередко обнаруживается, что затянувшаяся постановка диагноза дала метастазам время разрастись.
«Президент общественного фонда поддержки онкологически больных «Здоровая Азия» Нагима Плохих, ссылаясь на истории обратившихся в фонд, говорит, что случаи поздней диагностики рака весьма распространены. По ее словам, зачастую врачи–педиатры не видят у ребенка онкологию, несвоевременно диагностируют пациентов на фактор выявления онкологического заболевания, в связи с чем заболевание переходит в тяжелые формы», – сообщала «Власть».
Чаще всего терапевтам на месте сложно обработать снимок из-за нехватки узких знаний.
«Видите ли, врачи в поликлинике не очень ориентированы на эту проблему, поэтому диагностика заняла время», — так звучит типичное описание ситуации.
Что делают чиновники
Власти пытаются решить вопрос современными способами. В частности, начали применять новейшие технологии. Однако одной платформы для одной медицинской проблемы недостаточно.
И это тот самый случай, кода стоило бы сделать один из любимых нашими чиновниками маневров – подсмотреть решение у России.
Соседи тоже страдают от дефицита врачей. По данным Минздрава РФ, не хватало около 26,5 тыс. врачей и 58,2 тыс. среднего медперсонала. После начала войны в Украине многие специалисты бежали из страны. Сообщали даже об особом «медицинском самолете», который был полностью забит высококвалифицированными врачами и предоставлен миллиардером из списка Forbes.
Одним из решений нехватки кадров стало активное внедрение ИИ в обработку рентгеновских снимков. Пробные сервисы были запущены в Москве, а в феврале текущего года стали доступны и регионам.
«В распоряжении московских врачей — свыше 50 сервисов компьютерного зрения по 29 клиническим направлениям. Нейросети помогают находить на маммограммах, КТ, МРТ и рентгеновских снимках признаки 37 различных заболеваний. В течение ближайших 2-3 лет планируется удвоить число выявляемых патологий. Точность диагностики сервисов искусственного интеллекта достигает 95 %. В общей сложности с помощью нейросетей обработали более 12 млн исследований», – сообщают “Известия».
ИИ помогает медикам обрабатывать снимки, полученные с помощью КТ, МРТ, флюорографии, рентгена. Отмечается, что благодаря внедрению искусственного интеллекта время на описание снимка сократилось в среднем на 30 %.Разгрузка значительная, особенно для регионов с большим количеством онкобольных, как в Семее.
Точность диагностики наиболее распространенных заболеваний сравнима с точностью постановки диагноза врачом на месте, например, в поликлинике. То есть люди с серьезным заболеванием, которое нередко угрожает жизни, могли бы получать помощь быстрее. 12 млн диагнозов вполне достаточно для подтверждения эффективности.
Возможно, какую-то часть из выделенных в этом году на здравоохранение 2,38 трлн тенге стоит потратить на покупку технологий, которые реально работают и помогают спасать жизни. Например, 39,46 млрд выделены на формирование государственной политики в области здравоохранения. Более чем за 30 лет независимости данная политика наверняка была сформулирована достаточно детально и теперь, если и требует доработок, то небольших, явно не за такие деньги.
Можно наверняка пересмотреть и другие траты, например, предложить руководителям на местах обойтись без шелковых ковров и прочих атрибутов роскоши или просто перестать завышать цены и покупать швабры по 25 тыс. тенге вместо 1,9 млн.
Или хотя бы частично перераспределить средства, предназначенные для воплощения в жизнь Комплексного плана по борьбе с онкологическими заболеваниями на 2023-2027 годы.