А иначе, если нынешняя нагрузка на предприятия сохранится, экономика попросту загнется, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Сам проект реформ состоит из нескольких пунктов, которые были сформированы бизнес-сообществом для разработки нового Налогового кодекса, сообщил на заседании НПП «Атамекен» заместитель председателя нацпалаты Тимур Жаркенов.
У нынешнего Налогового кодекса есть сразу несколько слабых мест, которые не позволяют экономике развиваться. Так, множество налоговых режимов не обеспечивает плавный переход к стимулированию последовательного укрупнения бизнеса. Обязательная регистрация ИП при минимальных оборотах приводит к теневому предпринимательству. Низкий порог обязательной регистрации по НДС с резким скачком налоговой нагрузки толкает бизнес дробиться либо оставаться в «тени».
С другой стороны, высокий уровень затрат государства на администрирование «непродуктивного» МСБ не соответствуют принципу «цена/отдача». Большой разброс уровня КНН у крупного бизнеса создает недобросовестную конкуренцию через оптимизацию налоговых обязательств.
Одна из самых больных тем — высокий уровень теневой занятости: около 20 % трудоспособных казахстанцев – почти 2 млн человек — не показывают свои доходы. Значительная часть из них — это самозанятые.
Проект НПП может решить все эти проблемы.
Первое и самое главное, что надо сделать, по мнению экспертов НПП, — упростить саму налоговую систему.
В сегодняшнем кодексе нет плавного увеличения налоговой нагрузки в текущих налоговых режимах. Поэтому возникает тенденция дробления бизнеса, особенно в связи с низким порогом обязательной регистрации по НДС.
Чтобы решить эту проблему, НПП предлагает ввести новую градацию для бизнеса на основе дохода предприятия. Так, самозанятые физические лица могут получать годовой доход до 15 млн тенге. Для них налоговый платеж должен быть фиксированным и совокупным — 1 МРП в месяц.
Малый и средний бизнес (годовой доход от 15 млн до 15 млрд тенге) – должен платить единый совокупный налог (вместо КПН и НДС) в размере 1,5 % от выручки или 10 % от прибыли.
Такой бизнес должен иметь минимум административной нагрузки и простейший способ уплаты налогов. Чтобы собирать налоги с МСБ было дешево для государства, надо широко использовать систему патентов и приложений на смартфон. Они же должны сдавать не полноценную декларацию, а упрощенную – не каждый бизнес может позволить себе квалифицированного бухгалтера.
Главная цель такого отношения к бизнесу – позволить МСБ расти. И платить больше налогов. Сегодня КГД применяет к разному бизнесу разные налоговые режимы. Из-за этого МСБ выгодно оставаться небольшим. Но расти надо, иначе не выживешь, поэтому предприниматели дробят свои предприятия, лишь бы не прыгнуть выше порога, иначе от налоговиков прилетит требование платить налоги по высокой ставке.
Одновременно самозанятые получат стимул выйти из тени – это тоже расширит налоговую базу.
Почему казахстанские бизнесмены не хотят платить налоги
Малый и средний бизнес должен получить простой и понятный способ исполнения налоговых обязательств. Это снизит его затраты и риски. Администрирование будет быть основано на «дешевых» и массовых инструментах. Это камеральный контроль, е-аудит и тому подобное.
Крупный бизнес с годовым доходом свыше 15 млрд тенге (к нему должны быть отнесены недропользователи и финансовый сектор) должен платить в рамках общеустановленного режима 20 % КПН и 12 % НДС.
К нему должны быть применены универсальные стимулы для инвестиций и создания высокой добавленной стоимости. Плюс персональный подход при налоговом администрировании.
Отдельная больная мозоль любого бизнеса в Казахстане – порядок уплаты налога на добавленную стоимость. У нас в стране создана сложная система зачета на НДС. Чтобы вести документацию по этому налогу, часто нужно иметь отдельного бухгалтера. Поэтому эксперты «Атамекен» предлагают убрать обязательную постановку на учет по НДС, если оборот у предприятия не больше 15 млрд тенге.
В то же время НДС должны платить все недропользователи, финансовые организации, субъекты, применяющие 100 % освобождение от КПН (СЭЗ, инвестиционные контракты и т.п.), и все предприятия, для работы которых нужна государственная лицензия: финансовые компании и банки, производители и продавцы алкоголя, аудиторы, игорный бизнес.
Такая смена акцентов даст толчок для роста отечественного бизнеса во всех секторах экономики и будет стимулировать рост средних предприятий.
Ну и, конечно, весь бизнес бодро поддержал предложения по изменению сбора налогов по фонду оплаты труда. Сейчас, чтобы дать работнику на руки 100 тысяч тенге, надо уплатить налогов и других обязательных платежей за счет работника и работодателя до 44 % от этой суммы. Это 8 видов платежей, и у каждого собственная база исчисления. Все это делает оплату труда муторной и соблазняет предпринимателя переходить на оплату в конверте на руки, а не открыто и на зарплатную карту работника.
"Все это недовольство высказано не на пустом месте. Палата предпринимателей опросила своих членов. Оказалось, что нынешним порядком налогообложения недовольны 90 % предпринимателей. 95 % респондентов считает, что нагрузка на фонд оплаты труда завышена. Треть оценивает проблему сложности расчетов наравне с высокой налоговой нагрузкой. Больше двух третей респондентов согласны с 20 % нагрузкой на ФОТ. Более 70 % респондентов заявили о необходимости объединения всех платежей с ФОТ в 1-2 вида платежей с единой базой", — рассказал Жаркенов.
Поэтому эксперты предложили все эти платежи – пенсионные, социальные, страхование — объединить в один и снизить общую налоговую нагрузку до 20 %.
Снижение административного давления на бизнес приведет к снижению коррупции вокруг КГД, считает заместитель председателя НПП Тимур Жаркенов. Оптимизация и концентрация фискальных органов на крупном бизнесе и сокращение теневой экономики поможет государству увеличить поступление налогов и уменьшит давление на добросовестный бизнес со стороны участников рынка, получающих конкурентное преимущество за счет уклонения от уплаты налогов. А механизм ЕСП и всеобщего декларирования создаст условия для легализации почти 2 млн человек.