ЮБИЛЕЙ
«Впервые в этом году мой день рождения пройдет без нее (Екатерины Максимовой). Мы вместе с Катей создавали этот конкурс. А 28 апреля — в день смерти Кати — «Арабеск» завершит свою работу гала-концертом памяти Екатерины Максимовой», — рассказал Владимир Васильев РИА Новости .
В мире уже начали отмечать юбилей Васильева. В Нью-Йорке, в Сити Центре устроили концерт в его честь, на который съехались звезды лучших театров мира.
«Я и не ожидал, что получится такой замечательный вечер, где я сам с юной балериной Большого театра Дашей Хохловой исполнил «Балладу» в собственной постановке, — признался Васильев. — Эту миниатюру я посвятил Кате, и без всяких слов люди поняли мое горе».
По словам Васильева, комитет русской премии Нобеля готовит ему подарок в виде вечера на Шанз — Элизе в Париже, где пройдет выставка его живописи, а также фотовыставка прекрасных французских фотографов Анри Лартинга и Франсетт Левье «Признание в любви».
ГЕНИАЛЬНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ
Еще на выпускном концерте Московского хореографического училища (ныне — Академия танца), где Васильев исполнил партию 60-летнего ревнивца из балета «Франческо де Римини», создав образ глубокого трагизма, о нем были сказаны такие слова: «Мы присутствуем при рождении гения».
Всю жизнь такие эпитеты как «уникальный, гениальный, неповторимый» сопровождали этого великого русского танцовщика. Еще в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с актерским талантом, способностью к перевоплощению. Его учитель, тогда премьер Большого театра Михаил Габович говорил о нем так: «Володя Васильев танцует не только всем телом, но каждой клеточкой его».
А выдающийся танцовщик Марис Лиепа считал, что «Васильев — это гениальное исключение из правил».
НА ЛУЧШИХ СЦЕНАХ МИРА
В 1958 году, сразу после окончания училища, Васильев был принят в труппу Большого театра, на сцене которого выступал более 30 лет. Он исполнил практические все главные партии в классических и современных балетах. Балетмейстеры специально ставили свои балеты на Васильева. Почти все спектакли лучшего периода Юрия Григоровича были связаны с Васильевым, именно он был первым исполнителем в таких его постановках, как «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Спартак», «Иван Грозный» и другие. Специально для Васильева ставили всемирно известные хореографы и режиссеры — Морис Бежар, Ролан Пети, Леонид Мясин.
Выступления Васильева вызывали особый восторг публики — французы называли его «богом танца», итальянцы носили на руках, в Аргентине он стал национальным героев и почетным гражданином Буэнос-Айреса. Васильев танцевал на всех самых знаменитых сценах мира — «Гранд-опера», «Ла Скала», «Метрополитен», «Ковент-Гарден», Римская опера и другие.
Кроме Екатерины Максимовой — его постоянной блистательной партнерши и спутницы жизни, которую он называл своей Музой, Васильев танцевал со всеми самыми великими балеринами мира: Галиной Улановой, Ольгой Лепешинской, Майей Плисецкой, Алисией Алонсо, Лилиан Кози, Карлой Фраччи и другими.
ТАНЦОВЩИК XX ВЕКА
Невероятная виртуозность танца, пластическая выразительность, исключительная музыкальность, драматический талант, глубина мысли и огромная сила эмоционального воздействия сделали Васильева новым типом современного танцовщика, для которого не существует ни технических сложностей, ни ограничений амплуа.
Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, во многом остаются недосягаемыми и до сих пор. Например, Гран-при Международного конкурса балета 1964 года в Варне больше никогда и никому не присуждался. Васильев по праву считается преобразователем мужского танца. Закономерно, что по опросу ведущих специалистов мира именно Васильев был признан «Танцовщиком ХХ века».
ХОРЕОГРАФ И ПЕДАГОГ
Довольно рано Васильев стал проявлять способности к хореографии. Его дебютом в качестве хореографа стал балет «Икар» на музыку Слонимского, который он осуществил на сцене Кремлевского Дворца съездов в 1971 году. Затем были такие работы, как «Анюта», «Ромео и Джульета», «Золушка», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель», а также множество концертных номеров и хореографических миниатюр. Он ставил на сцене Большого театра и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Американского балетного театра и Римской оперы.
Васильев занимался и педагогической деятельностью, он профессор ГИТИСа. Он стоял у истоков создания Школы Большого театра в Бразилии, которая в этом году отметила свое 10-летие, и ученики которой сегодня выступают по всему миру.
«На юбилейной церемонии мэр города Жоинвилля объявил о начале строительства театра специально для Школы Большого, — рассказал Васильев. — Обещают, что задние будет готово через два года, и выпускники обретут родной дом. Я рад, что был причастен к созданию Школы. Она уникальна тем, что в далекой Бразилии следуют традициям и методологии обучения русской школы».
ХУДОЖНИК И ПОЭТ
Васильеву и его творчеству посвящены фильмы и книги. Он удостоен многочисленных международных наград, в числе которых такие высокие, как премия Нежинского, премия имени Петипа, «Бенуа де ля Данс». Перечислить все невозможно.
Природа одарила Владимира Васильевича разными талантами — он давно и успешно занимается живописью, и уже состоялось немало его авторских выставок. Любимый жанр художника — пейзаж. Он пишет стихи, и в 2000 году вышел его первый поэтический сборник «Цепочка дней».
Но, конечно, главное занятие Васильева, дело всей его жизни — это балет, театральное искусство.
«У меня множество задумок и замыслов, — поделился Васильев. — Самая большая и давняя мечта — Бах Месса си минор. Это то, что я хотел бы сделать для Большого театра, где будут заняты все компоненты: хор, оркестр, солисты оперы, балета, миманс — то, что ни один театра мира, кроме Мариинского, не может сделать».
Он рассказал, что хочет поставить и уже работает над балетом «Красный мак», к которому сделал множество эскизов.
«Буду ставить в Воронеже «Макбет», а в Красноярске — «Красный мак». Арена ди Верона планирует восстановить оперу «Аида» в постановке Дзеффирелли, с которым мы только в декабре выпустили «Травиату», а в новой работе он пригласил меня поставить танцы», — уточнил Васильев.
Он добавил, что, помимо балета, получат развитие и другие виды его творчества.
«У меня есть несколько предложений сделать мою выставку живописи — в Москве, Петербурге, и старинном городе Угличе», — уточнил юбиляр.