МИЛЫЕ ДАМЫ С МАКАРОВЫМ И ДОМКРАТОМ
В Казахстане у женщин нет никаких официальных ограничений по выбору профессии. И некоторые дамы добились определенных успехов в тех сферах, которые принято считать неженскими. У каждой из них своя жизненная история.
Королева грузовиков
Дамира Ахмаджонова больше 40 лет за рулем. И большую часть этого времени она водила фуры. В рейсы уходила на несколько месяцев, спала в кабине большегруза, принимала душ на придорожных стоянках. А в перерывах между вахтами растила двух сыновей.
«Права получила в 1981 году, тогда у нас была школа УПК, которая выпускала швей-мотористок, токарей и водителей. Каждый мальчик обязан был учиться на права, чтобы в армии водить любую технику. И мы, четверо девчонок, тоже захотели научиться водить. Бунтари же все были в 80-х годах! Вот и получили права вместе с аттестатом зрелости. Когда союз распался, нужно было как-то детей кормить, и мне пришлось заниматься машинами. Но тогда я водителем не работала, а больше готовила машины к отправке. А в 2000-х годах уже села на бычка-пятитонника (грузовой автомобиль. — Авт.), таскала груз. Чуть позже я поменяла бычка на пятнадцатитонник, такой полуприцеп-коротыш MAN. Дальше — больше. Мне нужно было как-то детей кормить. Я двух сыновей сама вырастила. Не без помощи мамы и папы, конечно, но без мужа. В такси ушла в 2019 году, когда приехала с рейса. Устала мерзнуть. Но планирую снова пересесть на грузовик, хотелось бы еврофуру взять, такую, чтобы поновее», — рассказала она.
В дороге случалось всякое. Дамире Еркеновне приходилось и колеса самой менять, даже «бочку» (385-ю резину для полуприцепов) таскать на себе. Зато она повидала много городов, обзавелась множеством друзей, ей до сих пор звонят ребята из Ростова-на-Дону, Краснодара, Нижнего и, конечно, из всех городов Казахстана.
Она рассказала, что первые полтора года приходилось несладко, нужно было заслужить уважение в мужском коллективе и даже отбиваться от назойливых «самцов».
«В первые годы меня встречали неадекватно. Я еще молодая, красивая была. Пытались все под штаны ко мне залезть. Отбивалась как могла, ставила их на место. Через год-полтора общения по рации меня зауважали. Я привыкла не отказывать никому в помощи: где-то прикурить, отбуксировать машину, подкачать колеса. Всегда всем помогаю. И у меня все всегда с собой: подкачка для колес, буксировочный трос. Никогда никого в беде не оставляла: ни мужчин, ни девчонок. У меня очень жёсткий, волевой характер. Теперь мужчины ко мне даже не пытаются подкатывать. Зачем рисковать своим здоровьем?» — улыбнулась она.
Она отмечает, что преимуществ в этой профессии у женщин никаких нет. К тому же родные и близкие чаще всего против такой жизни за рулем.
«Отец меня поддерживал. Учил меня ездить, водить машину, больше обращать внимания на «кишки», а не на кузов. Чтобы ходовка, двигатель, коробка были нормальные. Сейчас его нет в живых, уже лет восемь. Мама была против, она и сейчас против, потому что это мужская работа. Дети сначала встречали восторженно, с удовольствием мыли и чистили большегруз, а потом подросли и стали возмущаться. Мол, тяжело это для женщины», — поделилась она.
Несмотря ни на что, Дамиру тянет в дорогу. Может, профессия и мужская, но именно здесь она профессионал и уважаемый человек.
В Казахстане правозащитники борются за ликвидацию списка запрещенных для женщин профессий
Женщина рулит
Марину Чернову научил водить машину отец. Тогда ей было 16 лет, а в восемнадцать она получила права. В такси женщина пришла случайно, заставили жизненные обстоятельства, но профессия ей понравилась, и менять ее она не собирается.
«Мама с папой говорили, иди учителем работать. Закончила я пединститут, отработала 4 года, но потом поняла, что это не мое. Меняла много профессий, почти 26 лет проработала на железной дороге, какое-то время занимала должность директора в магазине. На работе заболела ковидом, уволилась. Позже устроилась пешим курьером, развозила конвертики и пакетики. Знакомые посоветовали мне пойти в таксопарк. Что я и сделала. Прошла собеседование, взяла Lada Granta с надписью и рекламой и начала работать. После арендовала новый Chevrolet Cobalt, затем Hyundai Elantra, и сейчас катаюсь на черной Hyundai Sonata», — рассказала она.
По ее словам, реакция мужчин на водителя-женщину бывает неоднозначной.
«На дороге я часто сталкиваюсь с мужчинами, которые считают, что женщина – это не водитель, обезьяна с гранатой, корова на льду и тому подобное. Начинаешь поворачивать, они резко добавляют скорость. Могут подрезать, оттеснять при сужении полос. Но есть и мужчины, которые относятся с пониманием, не делают гадостей, дают возможность закончить маневр. Думаю, все зависит от воспитания», — поделилась она.
Но, как отмечает Марина, это все мелочи, есть масса приятных моментов. По словам женщины, она имеет дело с интересными, интеллигентными людьми, часто с иностранцами. Иногда занимается развозкой детей.
«Думаю, женщина за рулем — это плюс. Они более ответственные, боятся подвести, стараются ездить спокойно и аккуратно», — считает она.
Марина не считает профессию водителя такси мужской. По ее мнению, человек должен заниматься тем, что ему нравится.
Стой, стрелять буду!
Одна из наших собеседниц, жительница города Астаны Ульяна Журавлева почти 10 лет проработала следователем.
«В 2009 году я окончила Карагандинскую высшую школу милиции, и стала сотрудником следственного отдела УВД города Степногорска. В производстве у меня были практически все категории дел: хищение, угоны автотранспорта, мошенничество и т.д. Даже приходилась участвовать в погоне. Помню, как догоняли на служебной машине автоугонщика. Погоня за злоумышленником продолжалась несколько часов. Как в кино, ехали за ним по узким улицам, проселочным дорогам, переговариваясь по радиосвязи», — вспоминает Ульяна.
Девушку обучалась самообороне, посещала занятия по огневой подготовке, поддерживала физическую форму.
«Стреляла из пистолета Макарова, автомата Калашникова, но только на учениях и соревнованиях. У нас ежегодно проводилось тестирование на меткость. Направлять оружие на человека никогда не приходилось. В классе, где мы обучались стрельбе, была вывеска: «Оружие шуток не любит, ошибок не прощает». Мы всегда об этом помнили и старались им не пользоваться», — рассказала она.
После службы Ульяна работала в департаменте безопасности одной горнорудной компании. В данный момент она переквалифицировалась, прошла обучение в школе по подготовке фитнес-тренеров с уклоном на лечебно-физическую культуру и оказание первой помощи. Сейчас девушка тренирует людей как без осложнений по здоровью, так и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, решает их проблемы. Но она часто вспоминает свой коллектив в УВД, ценит тот опыт, что получила.
Ульяна считает, что следователями могут быть как мужчины, так и женщины, все зависит от личности. Женщина даже более собранны и скрупулезнее проводят анализ документации. Однако, посвящая свою жизнь такой профессии, надо понимать все риски, осознавать, на что ты идёшь. Работа следователем отнимает все личное время. Приходится работать всегда: и дома, и в выходные, и в отпуске. Особенно это нужно учитывать дамам, имеющим семью. Личного времени очень мало, и нужно все успевать.
СИЛЬНЫЕ МУЖЧИНЫ С НИТКАМИ И ТОНАЛКОЙ
Мы уже не удивляемся, когда видим женщин — следователей, инженеров, таксистов. Девушки становятся крановщицами, токарями, малярами…
Но почему-то возникает некий когнитивный диссонанс, когда мы видим мужчину в роли стилиста, косметолога. Или за швейной машинкой.
Раскрутился на трусиках
Предприниматель Игорь Ильинский раскрутил бизнес благодаря женским трусикам, он сам лично их конструировал, шил и продавал.
«Началось все очень давно, я был молодым парнем, который вернулся после службы в армии и хотел нравиться девушкам. Это были времена тотального дефицита, восьмидесятые годы. И чтобы выглядеть прилично, пришлось самому сесть за швейную машинку. По выкройкам из журналов что-то делал, сделал сначала одну вещь, потом другую, и понял, что мне это нравится. Я все-таки склонен больше действовать, чем размышлять о том, что получится или не получится. Раз уже я решил для себя, что этот вид деятельности мне нравится, то пошел в ателье и попросил устроить меня туда учеником. Тогда я жил в городе Ленгер в Туркестанской области, и меня многие знали, потому как еще и музыкантом подрабатывал. Когда ребята узнали, что я шью одежду, стали приходить что-то заказывать: сначала простые брюки, потом джинсы, варенки, кожаные куртки. Потом стал продавать свою продукцию в Алматы, позже и вовсе переехал в южную столицу. Шить я умел, а вот продавать – не очень, поэтому и раскрутился не сразу. Только в 2014 году сделал маленький цех, где было всего 4 швейные машинки. Начинали с женских повседневных трусиков. Вышли на сеть магазинов, стали предлагать наше белье. По цене оно выходило, как турецкое, качество мы старались держать на высоте, так и раскрутили свой бренд», — рассказал Игорь Ильинский.
Сегодня в компании шьют футболки, толстовки, худи из трикотажа и, конечно, женское белье. Предприятие собирается выходить на рынок Европы. При этом Игорь Аркадьевич не считает, что его вид деятельности женский.
«Я не думаю, что это чисто женская профессия. Насколько мне известно, раньше в основном мужчины были портными. В нашей семье это вообще традиция, мой дед и прадед еще до революции ходили по поселкам со швейной машинкой на спине и шили тулупы. Мама немного шила, и я тоже решил попробовать. Сейчас это выглядит не совсем обычно — мужчина шьет женские трусики. Но когда мы открывали это предприятие и думали над тем, какой товар может пойти, я решил, что это интересный продукт, который может пользоваться спросом. Моя свояченица, сестра жены, подсказала мне эту идею, она как-то сказала: «Если нижнее белье, то почему только для мужчин?». И, действительно, посмотрите, сколько его в гардеробе у мужчин, а сколько у женщин. Очевидно, что надо шить для женщин. Это же бизнес, конечная цель которого – получение прибыли», — поделился он.
Игорь Ильинский не считает, что у него есть какие-то преимущества перед женщинами, потому как он не может влезть в «женскую шкуру» и понять, насколько трусики удобные.
Для этого портной просит поделиться впечатлениями родных и близких. Но, как мужчина, он может оценивать белье с эстетической точки зрения, ведь он знает, понравится это белье мужьям, парням, ухажерам или нет.
Парень с косметикой
Серикбол Барижанов около десяти лет работает в сфере красоты, из них около девяти лет визажистом-стилистом.
«Я никогда не увлекался косметикой и никогда не думал, что пойду работать в сферу красоты, потому как у меня отец занимался земледелием. Рос в селе, никогда не думал, что буду жить в Алматы и работать со звездами. С детства я был неуверенным, закомплексованным ребенком, который подвергался буллингу. Таким гадким утенком. Первым шагом в сферу красоты и мир моды стало модельное агентство, куда я впервые трудоустроился. Меня уговорили, хотя сам я никогда не видел себя в фешен-индустрии. Мне говорили, что у меня интересная внешность, я им поверил и пошел в модельное агентство. Это был 2012 год. Я прошел кастинг, прошел обучение, и со мной заключили контракт. С тех пор я обрел уверенность в себе, все-таки меня выбрали профессионалы, люди с огромным опытом. С того момента я пришел в сферу красоты. Когда у меня была первая съемка, я познакомился с визажисткой Санией Ильясовой, которая открывала свою студию. Ей требовался администратор, она мне предложила занять эту должность. Позже я стал пробовать свои силы, как визажист. В то время специалисты по макияжу зарабатывали хорошие деньги, к тому же мне хотелось попробовать себя в новом амплуа. Моим учителем и ангелом-хранителем я считаю Санию Ильясову, она передала мне бесценный опыт, поверила в меня. Дальше жизнь начала набирать обороты. Я обучался и у других мастеров из разных стран. Все так быстро происходило, что я даже не заметил, как стал визажистом, которому доверяют и с которым хотят работать», — рассказал Серикбол.
Он считает, что визажисты-мужчины успешны, потому как они смотрят на женщину, как мужчины.
Ведь дамы стараются улучшить свою внешность, чтобы добиться повышенного внимания со стороны мужчин. Соответственно, когда визажист мужского пола красит девочку, он думает о том, насколько комфортно ему было бы с ней ходить.
«Когда женщины красятся, то пытаются нанести макияж так, как им хочется. Я же создаю образ, который мы бы хотели видеть рядом с собой. Поэтому мужьям, парням мой макияж нравится. Есть очень тонкая грань между тем, кем женщины хотят быть и кем ее хотят видеть», — пояснил он.
Что же мужчина-визажист носит в своей косметичке? По словам Серикбола, лично у него нет никакой косметики. В основном увлажняющий крем, тонер, бальзам для губ, крем для рук. Никаких тоналок, теней, румян он на себя не наносит. А вот для своих клиенток визажист старается выбирать самую лучшую качественную косметику.
«Когда я только приходил в эту сферу, мужчин здесь было очень мало. Можно было пересчитать их по пальцам. В то время было тяжело, было много давления со стороны родственников. Мои родители всегда говорили, что я выбрал не ту профессию, что она — женская. Но когда ты, несмотря ни на что, доказываешь, что это твое любимое дело, и ты не опускаешь руки, не сдаешься, тогда и реакций таких не будет. Есть парни, которые хотят освоить эту профессию, но боятся осуждения. Им бы я хотел дать совет: занимайтесь тем, что нравится, и это вам когда-нибудь принесет успех», — поделился он.
Примерил образ Арины
Еще один наш собеседник известен тем, что примерил на себя образ девушки из Шымкента — Арины Алиевой и дошел до финала женского конкурса красоты. В тот момент Илай Дягилев работал моделью и таким образом выразил свой протест против неестественной красоты. Сейчас он живет в Китае, занимается конструированием одежды, а также помогает казахстанцам налаживать торговые связи с китайскими производителями.
«Сейчас отхожу от модельного бизнеса, больше занимаюсь торговлей. Считаю, что могу помочь поднять таким образом казахстанскую экономику. Как гражданин своей страны, я должен приносить пользу своему народу и нашел способ, как это сделать. Ведь у меня есть не только внешние данные, но и знания. История с Ариной как-то глобально на меня не повлияла. Уже около пяти лет прошло с этого момента. С тех пор я снимался в фильмах, клипах, развивался в других направлениях. Но, все-таки люди меня запомнили по этому конкурсу красоты. И я считаю, что сделал благое дело. Многие женщины писали мне в соцсетях слова благодарности за то, что я открыл глаза на простую истину: в женщине важна не внешность, а ее содержание. В Казахстане я работал со многими артистами казахстанской эстрады, и меня знают как стилиста и дизайнера, и теперь я более масштабно реализую свои идеи. По образованию я — конструктор-технолог и сейчас помогаю китайским производителям конструировать и моделировать одежду, получаю новые знания», — рассказал он.
Илай считает, что конструктор одежды — это больше мужская работа, потому как мужчина может видеть истинную красоту женщины. Но друзья, родные и близкие не всегда одобряют его выбор профессии.
«Многие, особенно люди старой советской закалки, считают, что мужчина должен трудиться где-то на заводе, стройке, работать физически. Но я с этим не согласен. Каждый человек должен заниматься тем, что он хорошо умеет делать. И дизайнеры, и дворники – все нужны», — считает он.
В целом обладатели немужских и неженских профессий отмечают, что общество неоднозначно воспринимает их выбор. При этом сходятся во мнении, что каждый человек индивидуален. И если делать только то, что хотят другие, то свою собственную жизнь не проживешь.