Причем по оценкам и россиян, и белорусов их атлеты должны были собрать в Солт-Лейк-Сити более солидный урожай наград. А вот эстонцы довольны результатом. Ни на одной еще зимней Олимпиаде им не удавалось прибрать к рукам сразу три медали. Все они на счету лыжников. Золото и серебро — у Андрюса Веерпалу. Бронза — у Яаака Мяэ.
Абсолютно не правы будут те, кто подумает, что на эстонцев эти награды просто свалились с неба. Они долго шли к своему закономерному триумфу. Например, на Веерпалу я обратил внимание еще в январе 1998 года, перед предыдущей зимней Олимпиадой в Нагано. Тогда Андрюс занял шестое место на этапе розыгрыша Кубка мира. Спустя месяц не только он, но и Яаак Мяэ на Играх в Японии были в десятке сильнейших. С тех пор оба лидера эстонской сборной попали в зону повышенного государственного внимания. Их берегли, лелеяли, продвигая к вершинам спортивной славы. Первым ее достиг Веерпалу. На прошлогоднем чемпионате мира в Лахти он добыл золото. А Мяэ перед Олимпиадой занимал третье место в общем зачете розыгрыша Кубка мира.
Но все дело в том, что в Солт-Лейк-Сити эстонцы могли выступить еще успешнее. Ведь у них есть еще одна лыжница экстра-класса — Кристина Шмигун. Пару лет назад она по итогам всего сезона завоевала даже Кубок мира, опередив всех звездных россиянок, норвежек, финок, итальянок… Сейчас Кристине можно лишь посочувствовать. За месяц до Олимпиады Международный союз лыжников обвинил ее в приеме допинговых препаратов и запретил выступать в Солт-Лейк-Сити. В течение нескольких недель Эстония боролась за свою любимицу и доказала-таки ее невиновность. Однако вся эта нервотрепка, видимо, не прошла для Шмигун бесследно. Биться за медали она в Солт-Лейк-Сити не смогла.
В то же время я бы не стал говорить о сногсшибательном уровне развития в Эстонии зимнего спорта, и лыжных гонок в частности. Ведь олимпийские лицензии у эстонцев смогли завоевать всего 17 человек. У нас — 51. Например, у Эстонии не из кого было сформировать женскую лыжную эстафетную команду. А у мужчин эстафетную четверку хотя и собрали, но и она не смогла занять высокое место. Уж очень большой оказалась разница в мастерстве между Веерпалу и Мяэ и их партнерами. Отмечу также, что Андрюса и Яаака уже можно величать ветеранами. За спиной же у них никого нет.
На мой взгляд, олимпийский триумф эстонцев стал возможен благодаря трепетному отношению государства к своим лучшим спортсменам. Причем эта трепетность чувствовалась на протяжении всего олимпийского четырехлетнего цикла. Государство и правительство всегда старались показать, что лучшие спортсмены страны являются общенациональным достоянием и требуют к себе особого отношения.
Например, когда на прошлогоднем чемпионате мира Веерпалу добыл золото, то практически сразу после финиша ему на мобильный телефон позвонил… президент Эстонии Леннарт Мэри.
Если говорить об общем развитии зимнего спорта на Украине, то он, безусловно, выше, чем в Эстонии. В Солт-Лейк-Сити выступили 68 украинских атлетов в 11 из 15 видов спорта. Причем на Олимпиаду полетели далеко не все из тех, кто завоевал лицензии. Однако у Эстонии три медали, у Украины — ни одной. Украинцы сохранили приверженность к количественным показателям и в результате, погнавшись сразу за 11 зайцами, не убили ни одного. Столь неудачное выступление в Киеве однозначно назвали провалом.
На счету Беларуси — одна бронзовая медаль. Это самое скромное их выступление за последние, как минимум, четыре зимние олимпиады. Единственным призером стал мастер фристайла Алексей Гришин. Белорусы вряд ли бы избежали гнева батьки Лукашенко, если бы не сенсационная победа хоккеистов в четвертьфинале над шведами. Скажу больше: с лыжными гонками, конькобежным спортом, прыжками с трамплина в Беларуси да и на Украине дела обстоят гораздо печальнее, чем у нас в Казахстане. Не помогли белорусам добыть медали и списанные российские звезды вроде трехкратной чемпионки мира по лыжным гонкам Светланы Нагейкиной и серебряной медалистки первенства Европы по фигурному катанию Юлии Солдатовой.
В отличие от Беларуси в Латвии, Казахстане и Литве вполне были бы рады даже одной бронзе. Лучше же всего из представителей трех этих постсоветских республик выступили литовские фигуристы Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, занявшие пятое место в танцах на льду. И это опять пример особого отношения государства к своим лучшим спортсменам. Ведь общий уровень развития зимнего спорта в Латвии и Казахстане несравненно выше. У литовцев квалификационные нормативы сумели выполнить лишь восемь спортсменов. В то время как Казахстан представлял 51 атлет, Латвию — 50 спортсменов.
Кстати, латыши прежде всего рассчитывали на четверку бобслеистов во главе с Сандисом Пруцисом и биатлониста Илмарса Брициса, бронзового призера последнего чемпионата мира. Боб Пруциса занял восьмое место, а Брицис ни на одной из дистанций не сумел попасть даже в тридцатку сильнейших.
Азербайджан, Армения и Узбекистан уже не первый год ряды представителей зимних видов спорта укрепляют за счет «натурализации» российских фигуристов. Например, состав узбекской команды — шесть человек: два местных горнолыжника и четыре залетных фигуриста. Лучший результат выступления представителей Узбекистана в Солт-Лейк-Сити — 18-е место Натальи Пономаревой и Евгения Сидорова в парном катании. У Армении самое высокое место — 20-е, у фигуристов Марии Красильцевой и Андрея Жбанкова. Правда, в парном катании было всего 20 пар. У азербайджанцев ни одного попадания в двадцатку. У грузин — одно. Вахтанг Мурванидзе был 17-м в одиночном катании, опередив на два места узбека Романа Скоблякова.
Для полноты картины сообщу, что у Армении было девять олимпийцев, у Молдовы — 5, у Грузии и Азербайджана — по четыре, у Киргизии — два, у Таджикистана — один. Причем у киргизов и таджиков никто не сумел пробиться даже в число 40 сильнейших.
На фоне всех этих цифр положение зимнего спорта в Казахстане выглядит форменным благополучием. Но высокие места и медали у нас появятся лишь тогда, когда к молодым дарованиям и талантам государство и правительство будут относиться по-другому, по-хозяйски. Например, лыжникам Андрею Головко, Светлане Шишкиной и Оксане Яцкой, пробившимся в двадцатку сильнейших в Солт-Лейк-Сити, 22 -23 года. В таком возрасте нынешнему триумфатору из Эстонии Андрюсу Веерпалу такие результаты были просто не под силу.