И фраза, что «никому не позволит отсиживаться в окопе», возможно, напрягла кому-то и мозг, и сфинктер: ну как за это время переделать здоровенный документ толщиной в сотни страниц и весом в триллионы тенге? А еще пересмотреть Налоговый кодекс. Который должен стимулировать бизнес выходить из теневой экономики, а не быть пугалом для деловых людей.
В происходящем разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Отдельный «намек» первому вице-премьеру Роману Скляру. В течение 10 дней он должен провести переговоры с владельцами крупнейших промышленных предприятий. Прежде всего в добывающих отраслях и в строительстве. И чтобы они предоставили ему конкретные планы по повышению уровня переделов на своих производствах. Как, если они годами этим не занимались? И еще они должны обозначить, как будут увеличивать казахстанское содержание в закупках.
Также в течение месяца поручено провести ревизию всех местных бюджетов. Да там не один черт ногу сломит! Любой ревизор с ума сойдет. Десятки провалившихся региональных и республиканских программ, фирмы-однодневки, причастные к незавершенным нацпроектам… И кого карать? Чиновников, которые лихо подписывали документы, где фигурировали миллиарды тенге? Многие уже сменили горячие кресла на более прохладные.
Включаем логику. Заседание было посвящено проблемам реализации поручений президента правительству. Какие-то выполняли более-менее приемлемо. Какие-то криво-косо. И вот за 10 дней провести работу над ошибками?
Нормальная «премьера» у премьер-министра случилась.
Справка «Каравана»
Олжас Абаевич Бектенов, кандидат юридических наук. В 2012-2014 годах начальник департамента в аппарате Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция). Потом руководил управлением госзакупок Астаны. С 2016 года работал в Нацбюро по противодействию коррупции. В феврале 2022-го возглавил его.
На этой должности Бектенов сконцентрировался на возвращении в страну активов, которые коррупционеры вывели за рубеж. В апреле 2023-го назначен руководителем Администрацией президента. Где занимался реорганизацией структуры, в частности, упразднил должности заместителей руководителя АП.
Это чтобы все поняли, с каким багажом премьер пришел.
«Мы будем правительством решительных действий… Нам предоставлено достаточно полномочий для эффективного наращивания темпов роста, активного проведения диверсификации экономики, привлечения инвестиций… Министры должны быть самостоятельными, оперативно решать отраслевые вопросы на своем уровне… Необходимо понять, что темп работы будет высоким, а спрос – жестким», — пообещал глава кабинета.
Насколько жестким? Отмотаем пленку назад.
А Годунова предупреждала!
В мае 2023-го глава Высшей аудиторской палаты Наталья Годунова заявила в парламенте, что 7 из 9 нацпроектов признаны неэффективными. Это «когда правительство закладывает деньги лишь на пиаровскую цель – заработать положительную оценку у населения»
Наталья Николаевна всегда беспощадна к тем, кто неуважительно относится к бюджету страны. «Неэффективное использование бюджетных средств и ресурсов Нацфонда кабмин закладывает еще на стадии планирования. Поэтому очень часто цели нацпроектов не соответствуют целям, указанным в документах».
И привела примеры: «Нацпроект «Улттык рухани жангыру». Целевые индикаторы и цели не совпадают… Нацпроект «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев». Один из его целевых индикаторов – снижение доли теневой экономики до 0,9 % от ВВП. А показатель проекта при этом – доля крупных и средних предприятий в обрабатывающей промышленности, использующих цифровые технологии. Стратегическая цель уже искажена… Доля местного содержания в закупках услуг недропользователей горнорудного комплекса в 2022 году должна достигнуть 40,5 %. Но как это связано со снижением теневой экономики?.. В прошлом году на 9 нацпроектов выделили 8,1 триллиона тенге»…
Июнь 2023-го: «Мы так и не научились привязывать расходы бюджета к поставленным стратегическим целям. В результате – распыление ресурсов на мероприятия, никак не влияющие на достижение общенациональных задач. Разработали национальные проекты – на второй год реализации ставим их на утрату. Вроде все исполнялось, но эффект – сомнительный. Рабочие места создаются тысячами, а минтруда прогнозирует рост безработицы»…
Сентябрь 2023-го: «Инвестиции в квазисектор занижены вдвое, долг правительства завышен на 3,7 трлн тенге, стоимость бюджетных кредитов квазисектору составляет 371,5 млрд тенге, активы завышены на 1,1 трлн тенге, что искажает объективное представление финансового положения более чем на 13 трлн тенге»…
Напомним. В тот день в парламенте обсуждали проект бюджета на 2024-2026 годы. Тот самый, который депутаты приняли. И который теперь членам правительства нужно переписать. Тогда мажилисмен Бакытжан Базарбек наехал на вице-министра финансов
Абзала Бейсенбекулы: «Средства, выделенные на проведение инженерных сетей, оглашенные вами, не соответствуют имеющейся у меня статистике. Три министерства мне ее предоставили. Почему она такая разная?.. Я направил материалы в Генеральную прокуратуру». И добавил, что «по данному факту будет проведено парламентское расследование».
Только по этому?
Не все в правительстве услышали намек президента
В сентябре прошлого года во время встречи с казахстанскими бизнесменами президент Токаев сказал: «Показуха в сфере развития отечественного производства не нужна. Мы, по сути, продолжаем субсидировать импорт… Правительство должно предметно заниматься вопросом повышения уровня локализации. Дошло до того, что в долю местного содержания некоторые компании включают затраты на фонд оплаты труда, налоги, расходы на коммунальные услуги и даже рекламу. Такая показуха абсолютно не нужна».
И отметил, что надо активнее применять кооперационный принцип, стимулирующий крупные производства выпускать продукцию с использованием отечественных комплектующих, узлов и деталей. По его мнению, импорт допустим, если в стране нет аналогичной продукции и при обязательном условии, что в течение двух-трех лет сами компании-потребители импорта или их зарубежные партнеры создадут или помогут запустить такие производства в стране.
А дальше еще жёстче: «У нас только четверть компаний остается на рынке на второй год после открытия. Для сравнения: в других странах этот показатель равен 70-80 %. Это говорит о несовершенстве бизнес-климата в Казахстане. В текущих условиях многие государства активно применяют меры по защите и поддержке внутреннего рынка».
И вот пришла «новая метла», которая намерена прекратить эти пляски на старых граблях.
Поручений новый премьер-министр раздал много. Очень много. И я не уверен, что половина из них будет выполнена в указанный срок. Почему? По некоторым пунктам есть вполне резонные возражения.
Например, как разорвать контракты с зарубежными поставщиками товаров и услуг? А если в договорах прописаны санкции за разрыв? Два примера.
Мясокомбинат в Акмолинской области поставлял свою продукцию корпорации «Казахмыс». А в прошлом году она переключилась на украинских поставщиков. Разница в цене за кило – 100- 150 тенге. Но речь-то тут идет не о тысячах тонн.
Мангистауская область. В регионе окорочка местного происхождения стоят 1150 тенге. Американские – 900-950 за кило. Но при разморозке в них 25-30 процентов воды. Выходит, цена отечественной продукции ниже импортной. Кто-то кем-то очень сильно был мотивирован закупать заморские продукты?
Думаю, узнать конечных бенефициаров этих сделок, которые организовали такие схемы, не представляет труда. Ну и подсчитать, на какую сумму они нанесли ущерб отечественным производителям еды.
Полагаю, Олжасу Абаевичу все эти персонажи, схемы и цифры известны.
Отдельно г-н Бектенов заявил, что «система ОСМС требует серьезного переформатирования… Увеличивать ее финансирование при таком неэффективном расходовании средств, приписках – недопустимо».
«Неэффективно» и «приписки» – это сколько в миллиардах? Кто-то и как-то должен за это ответить? Новый министр здравоохранения Акмарал Альназарова пообещала на том заседании 7 февраля провести ревизию. Ну, проведет. А чем эта ревизия закончится? Тот еще квест…
Приветы из прошлого и настоящего
Фейсбук гудит-кричит:
«Почему правительство тратит деньги налево-направо и куда угодно, а я должен экономить на всем? У министров зарплаты, как в Америке, а коммуналка растет каждый год. Они где живут?»…
«А Годунова может назвать хоть какие-то успехи квазисектора? «Караван» уже писал, что там сплошные провалы. Если так, то почему он существует»?..
«Интересно, сколько стоит написать «Национальный проект»? Какие-то люди получили за это деньги. У меня экономическое образование. Женат. Без вредных привычек. Мой регион – Алматинская область…
«Каждый год какие-то новые предприятия запускают, десятки и тысячи рабочих мест создают. А безработицы меньше не стало. Как так»?
Справка «Каравана»
95 лет назад американский журналист Джон Рид написал книжку «10 дней, которые потрясли мир». Это про Октябрьскую революцию 1917 года. Он был в России свидетелем тех событий. 25 лет назад газета «Нью-Йорк таймс» поставила ее на 7 место в списке «100 лучших работ в журналистике».
Работу Рида и критиковали, и хвалили. При этом он сумел соблюсти баланс между эмоциями и здравым смыслом. Даже Ленин это успел оценить…
10 дней на исполнение со дня поручения премьера Бектенова – это 17 февраля. Суббота. Для больших чиновников – обычный рабочий день. Для кого-то последний? Или этот экзамен можно будет пересдать?