Почему казахстанским чиновникам удалось вернуть только 1 незаконный триллион тенге из 220 - Караван
  • $ 488.11
  • 530.09
+13 °C
Алматы
2024 Год
3 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему казахстанским чиновникам удалось вернуть только 1 незаконный триллион тенге из 220

Почему казахстанским чиновникам удалось вернуть только 1 незаконный триллион тенге из 220

1 трлн против 220? Арифметика слабая…

  • 9 Февраля
  • 11123
Фото - Caravan.kz

Это было ожидаемо, считает корреспондент медиапортала Сaravan.kz. На расширенном заседании правительства в среду президент Токаев опять поручил активизировать усилия по возврату в Казахстан незаконно выведенных активов. Поскольку это еще один источник инвестиций. И добавил: «Еще раз предупреждаю, нельзя перегибать палку, произвол со стороны правоохранительных органов недопустим…

С моей стороны последует жесткая реакция на каждый такой сигнал. Основная задача – обеспечить благоприятный бизнес- и инвестиционный климат в стране, а не держать предпринимателей на коротком поводке… Эта работа имеет большое значение с точки зрения обеспечения социальной справедливости и призвана решить важную экономическую задачу».

И все присутствующие тут же посмотрели на новоиспеченного премьер-министра Олжаса Бектенова.

Справка «Каравана»

Новый глава кабинета министров ранее руководил Антикором, администрацией президента. Значит, многое и о многих знает. А что именно и про кого – молчит. Вот это и настораживает.

Буквально на следующий день Антикоррупционная служба объявила, что еще у одного коррупционера удалось изъять и вернуть в закрома родины 44,6 миллиарда тенге. А от «связанных с ним лиц имущественные активы и денежные средства – на сумму свыше 464 млрд тенге». Так что «звонок» прозвучал. Что дальше?

Перед этим в конце января в Алматы заседал круглый стол «Возврат активов: поиски практических решений, юридические аспекты международное сотрудничество и мировой опыт». Мажилисмен Ермурат Бапи озвучил на нем ответ уполномоченного органа на свой депутатский запрос.

Считать-копать и не спугнуть?

По словам депутата, ему сообщили, что активов возвращено на 1 триллион тенге. 448 млрд – в виде ценных бумаг (входят ли они в общую сумму – не указано).

В собственность государства вернули 10 млн га незаконно приобретенных и не возделываемых земель (стоимость этих угодий не указана). Но отмечено, что 3,4 млн га, которые новые хозяева приобрели через аукционы, уже осваивают. А «2,5 млн га заново распределены между гражданами» (тут еще больше вопросов. Но об этом в следующих публикациях).

Чуть ниже сказано, что «в разработку взяты 344 объекта движимого и недвижимого имущества, из них 131 находится в иностранной юрисдикции». Ежу понятно, что не в Кызылорде или Караганде. И премьер-министр, видимо, в курсе, кто собственники и где они сейчас ожидают повестки от комитета по возврату активов, который действует от имени Генеральной прокуратуры РК.

Но в ответе на депутатский запрос Бапи – об этом ни буквы.

«Свечка» на «торте» этого ответа: «Идет проверка активов на 220 триллионов тенге, составлен операционный список». Почувствуйте разницу!

Справка «Каравана»

Закон РК «О возврате государству незаконно приобретенных активов» президент Токаев подписал 12 июля 2023 года. Комитет по возврату активов появился при Генпрокуратуре 5 октября.

Но работа по экстрадиции незаконно нажитых капиталов на родину началась почти два года назад. Есть какое-то противодействие? От кого?

По словам Бапи, «конкретики по перечисленным цифрам нет. Результат ли они доброй воли олигархов, которых призвали «делиться по-хорошему», или реальной работы комитета – сказать сегодня сложно». И дальше: «Информации о работе комитета в открытом доступе нет… Как мне объясняли в уполномоченном органе, работа идет в закрытом режиме, чтобы «не спугнуть» потенциальных фигурантов… У меня есть опасения, что сохранившийся старый бюрократический аппарат дистанцирует президента от этой работы. Когда я на рабочей группе ставил вопрос, чтобы комитет подчинялся напрямую президенту, большинство проголосовало, чтобы он подчинялся Генпрокуратуре. Насколько я знаю, уже сейчас в работе комитета наблюдаются проблемы в работе с иностранными юрисдикциями. И, вероятнее всего, уже этой весной Генпрокуратура выйдет в парламент с предложением поправок в закон».

Кто перегибает палку?

На том круглом столе общественный деятель Санжар Бокаев заявил, что, коли средства были выведены за границу незаконно, то и при возвращении их на родину вовсе не обязательно следовать букве закона. «Их отмыли столько раз, что найти концы не так-то просто. И я понимаю, почему комиссия так буксует». И добавил, что в списке подозреваемых будет минимум 500 человек.

Директор казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис возразил. И напомнил известную фразу миллиардера Джона Рокфеллера: «Я могу отчитаться за каждый заработанный мною миллион, кроме первого».

Евгений Александрович пояснил, что «первым миллионом» у наших олигархов была приватизация в начале 90-х годов. Она «происходила незаконно. И именно она заложила основы их состояний… Мы можем в возврате капитала идти силовым путем. Но там, где находится этот капитал – наши методы не работают. Там работает право. И как эти правовые основания здесь получить – большой вопрос».

Соучредитель фонда Elge Qaitaru (организатор этого круглого стола) Булат Абилов заметил, что возвращенные активы уже направлены на строительство школ и больниц. Но, похоже, его мало кто услышал.

Теория против практики

В прошлом году российский эксперт Григорий Савченков и казахстанский Марат Жумадильдаев сошлись во мнении, что главная проблема в возврате средств, незаконно выведенных в оффшоры – «это сложность взаимодействия субъектов международного права, поскольку затрагиваются финансовые интересы сразу многих государств, из которых вывели активы и в которые их перевели… Есть также технические и правовые проблемы. Потому что похищенные средства, попадая в международную финансовую систему, часто мгновенно перемещают из одной страны в другую, переводят на третьи-четвертые-пятые счета, дробят, меняют владельцев».

Юрист Валентин Ким:

"Круглый стол сделал из комитета по возврату незаконно выведенных средств козла отпущения. Чтобы включить правильный реверс, нужны адекватные дипломатические и юридические движения. Сейчас в мире так неспокойно, что я не вижу, кто на Западе озаботится возвратом денег, которые кто-то украл в Казахстане. Да, есть договоры, конвенции, рекомендации, соглашения… И что с того?.."

"Госорганы могут наломать немало дров": как заставить коррупционера стать честным инвестором

Ну и несколько комментариев из Фейсбука:

«Бывший премьер-министр Смаилов ничего не видел?»

«Смаилов не при делах. Он статистикой занимался. КНБ и генпрокуратура должны были за этим следить».

«А когда миллионы и миллиарды в иностранные банки переводили, КНБ и прокуроры не замечали?»

«А если это были обычные оплаты за нормальные товары и услуги? Разницу понимаешь?»

«Почему тогда такая разница – 1 миллиард возвращенных средств и 220 миллиардов, которые под подозрением?»

«Кто не вернет – того посадят. А не посадят тех, кто уже сбежал»…

Похоже, эту дискуссию продолжат профессионалы в уголовном кодексе.