Директор Института прикладных этнополитических исследований Талгат Калиев прокомментировал ключевые тезисы из речи президента о задачах экономической повестки.
– Талгат Бегимович, на ваш взгляд, какие ключевые проблемы обозначил президент Касым-Жомарт Токаев в ходе заседания, посвященного социально-экономическому развитию страны?
– В первую очередь становится понятна логика смены правительства, и обозначены приоритеты, которые стоят перед новым правительством. Взять тему повышения НДС с 12 до 16%, вокруг которой было много дискуссий на протяжении последних месяцев. Выясняется, что это была не самая удачная инициатива правительства, которая вызвала неприятие не только в обществе, но и у самого президента. Касым-Жомарт Токаев также, как и большинство экспертов, заявил, что необходимо находить деньги за счет сокращения льгот для крупных недропользователей, а не за счет малого бизнеса. Это чрезвычайно важно, потому что четкие и внятные правила игры позволят активизировать малый бизнес. Здесь президент высказывается о том, чтобы был единый платеж для малого бизнеса, были четкие правила, что позволит в кратчайшие сроки улучшить состояние экономики и повысить благостояние простых людей.
Малый бизнес работает достаточно быстро, так как это очень мобильная сфера. Например, для того, чтобы открыть небольшой магазинчик, нет необходимости заказывать дорогостоящее оборудование, ждать его месяцами, получать новые компетенции. Для этого достаточно помещение, холодильники, например, и уже в течение месяца можно открыть бизнес и нанять людей. Если для субъектов малого бизнеса создать соответствующие условия, то они, безусловно, активизируются во всех регионах, и это сразу отразится и на экономике, и на благополучии людей.
Очень серьезную критику вызывала на протяжении последних месяцев работа системы здравоохранения и обязательного социального медицинского страхования. Сегодня прозвучало четкое поручение – повысить качество и доступность медицинской помощи, а правительству взять на жесткий контроль функционирование системы медстрахования. Прозвучали нарекания, которые есть в отношении системы здравоохранения, и как необходимо это устранять, причем в короткие сроки. То есть в ходе этого заседания мы наблюдали «слышащее государство» в действии.
Президент высказался по поводу Налогового кодекса, который до сих пор не принят, закон о государственных закупках, который в последние годы является очень сильным тормозящим фактором для реализации серьезных инфраструктурных проектов. Закон о госзакупках настолько запутанный и сложный, что, с одной стороны, позволяет за счет жалоб обеспечить волокиту и затягивание процесса, а с другой стороны — оставляет разного рода лазейки. Часто чиновники даже боятся ставить подписи, потому что закон настолько запутанный, что его можно толковать по-разному. Поэтому президент Касым-Жомарт Токаев поручил снова пересмотреть данный законопроект и сделать его четким и конкретным, при этом повысить ответственность за неисполнение своих обязательств.
Мы на протяжении многих лет видим, что есть люди, которые участвуют в тендерах, выигрывают его за счет демпинга цен, а после этого не исполняют своих обязательств, потому что максимум какая ответственность за это грозит – включение в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Люди с «запасом» открывают множество ИП или ТОО и участвуют во всех тендерах. Обладают они необходимыми компетенциями или нет – не важно. Тем самым они тормозят развитие экономики и мешают добросовестным подрядчикам выигрывать тендеры и соответственно участвовать в проектах.
– На заседании правительства президент Касым-Жомарт Токаев не раз подчеркивал необходимость цифровизации различных отраслей экономики и применения технологий искусственного интеллекта. На ваш взгляд, почему глава государства уделяет этому особое внимание?
– Цифровизация и развитие искусственного интеллекта позволит в значительной степени исключить человеческий фактор из системы государственного управления. Принятие решений или же контроль за добросовестной деятельностью бизнеса во многом может пересекаться с субъективным человеческим фактором. Мы не можем к каждому контролирующему инспектору приставить еще одного инспектора. В это время цифровизация и введение визуального контроля, то есть максимальное использование технических средств, создание единых баз и систематизация разного рода льгот, выплат, налоговой базы – все это позволит свести до минимума участие человека в процессах. В то время, как искусственный интеллект, работающий с большими данными, позволит систематизировать все это, проводить серьезный анализ, сопоставлять со статистикой, делать прогнозы. Человек может делать это и затрачивать недели, но сегодня можно сделать это за несколько минут. Внедрение искусственного интеллекта и максимальная цифровизация всех отраслей, в том числе финансового, налогового сектора, позволит совместить все воедино и гораздо лучше заниматься прогнозированием, планированием и предупреждением разного рода нештатных ситуаций.
– Глава государства поручил запустить новый инвестиционный цикл. Как вы оцениваете инвестиционную политику Казахстана? На какие проблемы в этой сфере обратил внимание президент?
Мы видим, что наш регион все еще сохраняет инвестиционную привлекательность, но очень часто инвестиционные проекты «разбиваются» о бюрократию и недобросовестных чиновников. К примеру, в соседний Узбекистан приходят очень много крупных инвесторов, которые открывают там производства, потому что не смогли найти понимания в Казахстане. Это очень серьезный укор нашему госаппарату, потому что Казахстан является привлекательным с точки зрения достаточного рынка труда, своего географического расположения, наличия ресурсной базы. К тому же, у нас достаточно высокий уровень человеческого капитала. Если здесь открывать производства, то можно найти достаточное количество квалифицированных рабочих, у нас быстрообучаемое население. Но нередко возникают лишние бюрократические согласования, которые довольно сложно преодолеть неопытному человеку. Для иностранного инвестора не имеет большого значения вопрос, где открыть производство: в Казахстане или Узбекистане? Там, где инвестиционный климат проще, легче, где на стадии согласования нужно проходить меньше процедур, там он и будет открываться.
В этом плане тот же Узбекистан за последние годы провел очень серьезные реформы в области либерализации экономики и повышения инвестиционной привлекательности, в то время, как Казахстан пока продолжает оставаться на прежних рельсах, несмотря на то, что наше законодательство позволяет сократить издержки. Но нередко инвесторы упираются в наши бюрократические сложности и нередко это связано, в том числе и с интересами монополистов, которые не желают делить рынок и развивать конкуренцию. Я думаю, что новому правительству предстоит очень серьезно заниматься этим вопросом. И я надеюсь, что новый премьер-министр Олжас Бектенов, который обладает опытом работы в антикоррупционной службе, сможет это преодолеть.
В целом, это заседание под руководством президента Токаева не выглядело как разбор полетов. Оно было нацелено на будущее, оно имело характер стратегического планирования. Удвоение ВВП к 2029 году – большая и дальняя стратегическая цель, которая позволит сделать жизнь казахстанцев лучше. Все остальное должно быть подчинено этой стержневой цели. Здесь главным является повышение инициативности госаппарата и чиновников, их умение работать на результат.