Известно, что эта традиция была у казахов уже как минимум в XVIII веке и нередко соседствовала с аменгерством — токал становились вдовы, которых забирал под опеку брат покойного мужа, но на эту роль могли взять и молодую женщину, если первая жена не могла родить наследника. Да и просто с хозяйством в степи проще справляться, когда в семье больше рабочих рук. Но времена меняются, всё больше разговоров в обществе ведётся об этичной полиамории. Корреспондент медиапортала Сaravan.kz разобралась, можно ли назвать казахов традиционно полиаморной нацией.
Разберёмся же в понятиях. Полиаморией называют форму согласованной немоногамии, это система этических взглядов на любовь, которая допускает возможность существования любовных отношений у одного человека с несколькими людьми одновременно с их согласия. Момент согласия — один из ключевых для того, чтобы отношения с несколькими людьми могли называться полиаморными, а не изменой в рамках закрытых моногамных отношений. По этой формулировке, в случае если первая жена не против, то для мужчины, который возьмёт токал, отношения станут полиаморными.
Однако у казахстанцев, которые практикуют полиаморию, есть свои мнения на этот счёт. Имена и другие опознавательные признаки опрошенных мы не будем указывать по этическим причинам.
Мы спросили, можно ли считать, что у казахов полиамория — часть традиций, если у них издавна есть обычай брать в семью токал. Мнения разделились. Кто-то воспринимает это как утилитарное решение, не связанное с любовью, а кто-то утверждает, что у казахов классический вариант полиамории:
Также есть ещё одно мнение о том, что в современном обществе токал не связаны с любовью, а являются признаком статуса:
Много кто отмечает, что формально возможно говорить о полиамории, однако в современном сообществе немоногамных людей большое значение придётся так называемой этичной полиамории, в которой важно, чтобы все участники отношений были по-настоящему согласны, а не приняли это решение под давлением:
1:
Впрочем, комментируя случай из Актобе, некоторые соглашаются, что при таких обстоятельствах это больше похоже на полиаморию, хотя концепцию "дарения" человека воспринимают как нечто странное. Кстати, об этой и о других причинах, по которым казахстанки соглашаются на то, чтобы муж взял себе токал, мы уже писали.
Также некоторые не воспринимают токал как проявление полиамории из-за того, что у жены в свою очередь нет возможности взять второго мужа, да и токал нередко берут, если первая супруга не родила сына, то есть опять же с утилитарной целью:
Получается, в казахстанской полиаморной среде нет однозначного мнения на этот счёт. Возможно, одна из причин — разночтение терминов.
Среди казахстанских медийных персон, кстати, довольно много примеров семей с токал. Недавно боец Муратбек Касымбай похвастался, что взял токал, а супруга Торегали Тореали заявила, что если тот захочет взять токал, то она не будет пытаться останавливать мужа.